В Москве за 3 года более чем на 30% вырос спрос на рестораны и кафе в жилых комплексах
10.10.2023
Система автоматизации малого бизнеса Absolut POS и международная многопрофильная девелоперская компания AFI Development провели исследование, посвященное количественным и качественным изменениям коммерческой инфраструктуры ЖК и трансформации запросов жителей с 2020 года.
Количество кафе и ресторанов в новых проектах и уже заселенных комплексах в 2023 году в среднем составляет 4-5 единиц на тысячу квартир, что на 30-50% больше, чем в допандемийном 2019 году, подсчитали в Absolut POS и AFI Development.
По мнению экспертов, не все причины растущего запроса на заведения общественного питания связаны исключительно с пандемийными ограничениями. Как отмечает директор по коммерческой недвижимости AFI Development Сергей Баранов, кафе и рестораны в жилых комплексах становятся аналогом коворкинг-пространств для специалистов, работающих удаленно и площадкой для проведения коллабораций. В связи с трендом роста спроса на квартиры-студии и квартиры малой площади кафе и рестораны становятся «нейтральной территорией» для встреч – прямой альтернативой практике принимать гостей у себя дома.
Так, в жилом комплексе Резиденции Архитекторов на 680 квартир уже открыто 5 кафе и ресторанов, пользующихся высоким спросом у жителей в том числе в течение рабочего дня. Похожая ситуация в комплексе Сиреневый парк, где с момента введения в эксплуатацию первых очередей в 2021 году уже работает 5 заведений и планируется открытие еще 7-8 кафе и ресторанов по мере заселения новых очередей. Для строящегося AFI Park Воронцовский уже запроектировано 6 помещений со спецификациями для организации общепита. Принципиально иное решение для работы и встреч вне жилого пространства разработано для AFI Tower, которое создает фокус на местах общего пользования, включающих не только ресторан, но и коворкинг-зону с библиотекой. По прогнозу эксперта, тренд сохранит восходящую динамику и в течение ближайших 2 лет количество кафе и ресторанов в жилых комплексах вырастет еще на 20-25%.
По данным Absolut POS, в среднем посетители заведений общепита в жилых комплексах проводят в них на 30% больше времени, чем в центре города, при сопоставимом среднем чеке. Среди самых востребованных концепций общепита в жилых районах - семейные рестораны, пекарни-кондитерские и кофейни, отметил региональный директор Absolut POS Алексей Смирнов. Возможность спокойно работать и проводить в кафе у дома больше времени усиливает спрос на гибридные концепции: кафе с коворкинг-зонами, бьюти-кафе, сочетающие услуги красоты и кофейни, бары-барбершопы, кафе с цветочными магазинами. “Удаленная работа стала стилем жизни значительной части жителей Москвы и других мегаполисов, и это сформировало устойчивую потребность в кафе и ресторанах в крупных жилых комплексах. Этот тренд будет усиливаться в ближайшие годы - поэтому открытие минимум 2-3 точек общепита становится обязательным стандартом при открытии новых жилых комплексов”, считает Алексей Смирнов.