Спрос на новостройки бизнес-класса в Санкт-Петербурге вырос на 30%
В 2023 году на рынке первичной недвижимости в Санкт-Петербурге бизнес-класс оказался единственным сегментом жилья, где зафиксирован заметный рост спроса. Так, по данным аналитиков GloraX, количество проданных квартир за прошедшие месяцы текущего года выросло на 30% по сравнению с последними 8-ю месяцами 2022 года, а объем реализованных квадратных метров увеличился на 45%
Аналитики GloraX изучили спрос в разных сегментах жилья на первичном рынке недвижимости в Санкт-Петербурге и пришли к выводу, что в этом году бизнес-класс продемонстрировал наибольшую устойчивость к кризисным явлениям. Клиенты, ориентированные на дорогое жилье, не просто продолжили выходить на сделки, их число существенно выросло. Так, количество проданных квартир за первые 8 месяцев 2023 г. выросло на 30% по сравнению с периодом май-декабрь 2022 года – с 741 до 967 шт., а объем реализованных квадратных метров на 45% – с 40,6 тыс. кв. м до 58,7 тыс. кв. м. При этом в 2023 году покупатели приобретали квартиры большего метража. Так, в январе-марте 2023 года средний метраж реализованных квартир бизнес-класса составил 60,7 кв. м, тогда как в мае-декабре 2022 г. – 54,8 кв. м.
Существенный рост спроса на квартиры сегмента бизнес объясняется несколькими факторами. Во-первых, на фоне девальвации рубля на рынке первичной недвижимости активизировались инвесторы, которые снимают свои денежные средства с депозитов и вкладывают в недвижимость. В настоящее время максимальная ставка по банковским вкладам составляет 15%. Несмотря на высокие ставки, инвесторы не могут обеспечить себе стабильный доход в долгосрочной перспективе, т.к. срок вкладов с привлекательными ставками ограничен, как правило, речь идет о 3-6 месяцах. Кроме того, некоторые инвесторы, чьи накопления хранились в валюте, воспользовались ситуацией с резким скачком курсов и, обменяв валюту, приобрели недвижимость.
Безусловно, инвесторов привлекает стабильность рынка недвижимости, особенно в крупных городах, где наблюдаются миграция из регионов. Несмотря на отсутствие заметной ценовой динамики на рынке новостроек в последние годы, разница между стоимостью объекта на стадии строительства и после сдачи в эксплуатацию остается существенной. Более того, по мере восстановления рынка цены на новостройки продолжат расти.
Стоит также отметить, что покупатели недвижимости бизнес-класса – люди с достатком выше среднего, на которых в меньшей степени отразились кризисные явления. Как правило, квартира в жилом комплексе сегмента бизнес – это не первое жилье для таких клиентов, поэтому они легче выходят на сделку.
Напомним, что отличительными чертами класса бизнес являются престижная локация, оригинальная авторская архитектура, огороженная территория с системами безопасности и видеонаблюдения. В большинстве проектов данного сегмента предусмотрено панорамное остекление. Также для новостроек бизнес-класса характерны высокие потолки, использование качественных отделочных материалов, наличие подземного паркинга, в который спускается лифт с любого этажа. Как правило, в проектах сегмента бизнес на этаже расположено меньшее количество квартир, нежели в комфорт-классе, что обеспечивает более высокий уровень приватности. Кроме того, квартиры в жилых комплексах бизнес-класса зачастую оборудованы системой «умный дом».
Всего за первые 8 месяцев 2023 года на рынке первичной недвижимости Санкт-Петербурга было реализовано 865,0 тыс. кв. м. жилья, или или 20,5 тыс. квартир, что на 11% меньше, чем в период с мая по декабрь 2022 г., когда было реализовано 971,5 тыс. кв. м. или 23,4 тыс. квартир, отмечают аналитики GloraX. Снижение объема реализации в этом году произошло за счет сокращения спроса на жилье класса комфорт, который имеет наибольшую долю в общем объеме реализации – 52%. Количество сделок, совершенных в сегменте комфорт в январе-августе 2023 года, составило 11,0 тыс., что на 24% меньше, чем в предыдущие 8 месяцев, когда было продано 14,5 тыс. квартир. Объем реализованных квадратных метров также сократился на 24% – с 590,4 тыс. кв. м до 450,6 тыс. кв. м. Эксперты объясняют уменьшение количества сделок в сегменте комфорт снижением реальных доходов населения, а также недостаточно стабильной обстановкой для принятия на себя долгосрочных финансовых обязательств, связанных с выплатой долга по ипотеке.