Почему в России строят мало жилья из стали
Цены на жилье в России за последние три года выросли почти в два раза на фоне снижения доходов населения. При этом всё больше домов строят по одной из самых дорогих технологий – монолитной, тогда как в развитых странах преобладает более экономичный металлокаркас. Григорий Ваулин, управляющий партнер ГК «Ферро-Строй» и EVRAZ STEEL BUILDING, рассказывает о непростой истории стального строительства в России, а также о новых технологиях и решениях, которые позволят быстрее решить жилищный вопрос в стране.
Доля строящихся монолит-кирпичных домов в России выросла за последние три года с 59% до 67%. Меньше 1% новостроек при этом возводятся из стального каркаса, хотя в развитых странах до 17% жилых домов и до 68% всех строений создают из металлических элементов.
Стальное строительство экономично: здания на металлокаркасе легкие, строятся они быстрее, рабочих рук на площадке нужно меньше, качество при этом высокое, ведь дом на 80% создается на заводе при строгом производственном контроле. Иными словами, стройка здания превращается в сборку. Но в России в силу исторических причин господствует бетон.
Почему в СССР запретили стальное строительство жилья
Вообще Россия могла стать родиной стального строительства – есть данные, что еще в 1725 году на Урале при строительстве зданий были применены металлические перекрытия. Проблем со стальным строительством в нашей стране не было до середины 1950-х гг. И речь не только о знаменитых сталинских высотках, хотя и их история впечатляет: главное здание МГУ, напомню, построили всего за 4 года, тогда как башню «Федерация» в Москва-Сити строили 12 лет.
Именно стальным строительством советские власти первоначально намеревались решать жилищную проблему. Всего за 4 месяца и 10 дней в 1948 году в Москве на 5-й улице Соколиной Горы была построена первая многоквартирная четырехэтажка на металлокаркасе. Еще шесть каркасно-панельных домов построили в 1949 году на Хорошевском шоссе, где их можно видеть и сегодня. Вес этих домов был в 2,3 раза меньше, чем у аналогов с кирпичными стенами, расход кирпича сокращался в шесть раз, лесоматериалов – в 2,6 раза, трудовые затраты – на 32%.
В середине 1950-х гг. к власти пришел Никита Хрущев, который был убежденным сторонником панельного строительства. После ВОВ металлический фонд СССР был примерно в три раза меньше, чем у США, ставших противниками в Холодной войне. Гонка вооружений подталкивала советское руководство к экономии стали ради военно-промышленного комплекса.
В 1954 году ЦК КПСС и Совмин СССР принимают постановление, которое определило культуру строительства в стране до наших дней: «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей строительства». За бюрократически нейтральным названием следовал разгромный текст с критикой разных ведомств, строивших сооружения из стали. В резолютивной части говорилось: «В целях экономии металла в промышленном строительстве обязать проектные организации при составлении проектов зданий и сооружений широко внедрять сборные железобетонные конструкции и детали, не допуская применения металлических конструкций во всех случаях, когда они могут быть заменены железобетонными, преимущественно сборными». И далее: «Запретить с 1955 года при проектировании и строительстве вновь начинаемых жилых и культурно-бытовых зданий применение металлического каркаса…».
Постановление также предписывало создать 402 завода железобетонных изделий. Около 200 заводов ЖБИ работают и сегодня, только теперь они меньше производят панелей, а больше бетона для монолитного строительства. Решение 1954 года затормозило развитие стального строительства жилья. Сегодня его возрождение – это не только вопрос исторической справедливости, но и экономически обоснованная задача.
Зачем нам стальное строительство сегодня и как его развивать
«Реабилитация» металлоконструкций уже началась. С 2016 по 2020 год их продажи в России выросли на 20%. Однако в жилищном строительстве металла почти нет, но международные санкции парадоксально ускорят его внедрение. Российские экспортеры металла лишились заграничных рынков сбыта, и крупнейшим потребителем стали станут наши застройщики жилья.
Технология привлекательная: скажем, для популярных сегодня высоток можно использовать сборные стальные конструкции. Заводская готовность таких зданий достигает 50%. Это снижает вероятность ошибок проектирования и строительства, с которыми подрядчик столкнется непосредственно на стройплощадке. Для перекрытий можно использовать железобетонные перекрытия, а фасадов – готовые каркасно-обшивные панели. По сравнению с монолитными их полезная площадь увеличивается на 10%, а экономия на один квадратный метр достигает 5-10%.
Для более массового жилья подойдет модульная технология. Типичный модуль – это фактически комната с габаритами 3,2×6,4×3,0 метра, собранная из металлокаркаса. Из таких модулей можно строить многоквартирные дома до 9 этажей. На 80% модульный дом создается на заводе (включая отделку), а на площадке его собирают как конструктор – на монтаж одного модуля уходит всего 30 минут. Выбор архитектурных решений при этом не ограничен – каркас можно «завернуть» как в экономичные, так и в премиальные материалы.
Какую роль может сыграть государство во внедрении стали
Главную роль в продвижении стали может сыграть государство, восстановив тем самым историческую справедливость. В 2021 году вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что в России могут создать оператора строительства социального жилья. Такое жилье, конечно, нужно строить с помощью наиболее экономичной технологии. При этом массовое строительство социального жилья может стать практическим примером преимуществ зданий на металлокаркасе для коммерческого сектора.
Правда, понадобится усилить стальное строительство кадрами. По данным Минстроя, строительной отрасли не хватает 200 тыс. работников. В производстве металлокаркаса также нужны проектировщики и другие специалисты – необходимо привлечение молодежи и новые образовательные программы.
Одновременно можно стимулировать застройщиков переходить на стальное строительство. В частности, благодаря двухкратному ускорению строительства (по сравнению с монолитом) снижается объем проектного финансирования. По аналогии с программами ипотеки власти могут субсидировать ставки для застройщиков, которые будут возводить более экономичные здания на металлокаркасе. Это ускорит распространение технологии в жилищном многоквартирном строительстве.