Риэлтор объяснил, почему новостройки отличаются оттого, что было в рекламе и что делать в таких случаях
27.07.2023
За последние годы покупатели стали гораздо более тщательнее подходить к выбору квартир на первичном рынке. Сегодня покупателей помимо размера ежемесячных платежей и общих характеристик квартир важно ещё и то, насколько проект будет соответствовать тому, что изначально «продавалось» застройщиком в рекламных буклетах. Эксперт первичного рынка Алексей Бондарев рассказал о том, что чаще всего меняется к моменту итоговой сдачи дома. Алексей Бондарев, генеральный директор агентства недвижимости «ПРАЙД ГРУПП»:
— Сейчас достаточно часто появляются изменения в отделочных материалах. Импортозамещение сильно скорректировало внешний вид современных новостроек, особенно комфорт-класса и выше. Это касается и фасадов, и внутренней отделки, стеклопакетов и так далее. Количество квартир, как правило, не меняется, тут сложностей нет. Иногда страдают социальные объекты, которые должны быть на ответственности девелоперов. Такие случаи периодически встречаются. Например, школы строятся с задержкой в несколько лет.
Если говорить о том, должен ли застройщик сообщать о планируемых изменениях, то безусловно, застройщик должен уведомлять об изменениях своих дольщиков. Однако это происходит не всегда. В текущих реалиях государство больше на стороне девелопера. Крупный маховик экономического сектора должен работать без остановки и приносить налоги в казну страны. С учётом большого количества сложностей в логистике строительных материалов и дорожающей рабочей силой - на многие погрешности девелоперов государство готово закрыть глаза.
В текущих реалиях компенсируется лишь разница в квадратных метрах. Однако и это не всегда так. Девелопер вправе лавировать внутри проекта в разумных пределах. Если государственная комиссия приняла объект, то дольщик не сможет предъявить претензию.
Девелопер должен сдать проект строго в согласованных параметрах. Но, текущие реалии не позволяют делать все в рамках проектов, созданных до начала сильных международных ограничений. В текущих условиях госкомиссия, как правило, идёт навстречу застройщикам.
Сейчас все обязательства застройщика прописаны в ДДУ. Это всё, что должен застройщик. Остальное регламентируется и контролируется государственной комиссией. Если она приняла объект — всё хорошо. На моём опыте было много корректировок в строительных проектах. Дольщики ни разу не судились с девелопером на тему изменения проекта. Думаю этот суд заведомо провальный для дольщика.
Нормы придомовой территории напрямую зависят от класса дома. Жёстких регламентов нет, но есть атрибутика классовости, комфорта и стиля. Кстати, приятно видеть преемственность поколений. Многие атрибуты комфорт-класса и выше переходят в проекты класса эконом. Я недавно принимал квартиру эконом-класса и с радостью обнаружил на придомовой территории теннисные столы и гамаки для отдыха, уверенный WI-FI, отделочные материалы из массива и стильные зоны отдыха.
Говоря о том, какие меры могут предпринять покупатели, если реальность не соответствует рекламным буклетам, стоит отметить, что в таком случае стоит просто менять проект на что-то более подходящее. Поменять позицию крупного застройщика невозможно. Если покупатель взял объект у небольшой компании, возможно, поможет коллективная претензия. Переговоры ещё никому не навредили. Но в успехе этого мероприятия сильно сомневаюсь.
Отмечу, что кардинальные изменения встречаются редко. Мелкие детали меняются практически в каждом проекте, и это происходит часто в лучшую сторону. К примеру, один наш партнёр поменял всю тротуарную плитку, когда выяснилось, что в ней застревают шпильки каблуков. Часто меняются отделочные материалы. В прошлом году были проблемы с поставкой латунных отделочных материалов в МОПы. Вопросы решились заменой на аналоги, но чуть другого оттенка.
Покупателю стоит требовать при покупке максимально детальное описание придомовых территорий, желательно проектные документы. Просите точное описание отделочных материалов МОПов.
Кроме того, выбирайте надёжных застройщиков, и несоответствие будет сведено к минимуму. Для крупных девелоперов очень важна репутация и все изменения проекта, как правило, сводятся к минимуму или носят позитивный характер. Почитайте отзывы о предыдущих проектах. Довольно полезно поговорить с жильцами уже сданных домов понравившегося девелопера — покупатель может подчеркнуть очень много полезной информации из такого диалога.