На массовом рынке аренды в Москве нанимателей интересует только низкобюджетное жилье
В марте экспозиция найма жилья в Москве не расширилась, спрос увеличился на 10% от февральского показателя и соответствует мартовскому значению в 2021 г.; главный тренд на массовом рынке – экономия, клиенты рассматривают только самые дешевые предложения; 85% нанимателей – приезжающие из регионов РФ и стран бывшего СССР.
Согласно статистике, в масс-маркете 25% арендодателей готовы что-то улучшить в квартире перед сдачей, чтобы привлечь внимание клиентов к своему объекту; 40% не против апгрейда, но только после получения от квартирантов оплаты первого месяца проживания; 35% не рассматривают дополнительные вложения в сдаваемую жилплощадь (кто-то из них уже сделал в ней ремонт, а кто-то считает более выгодным дать жильцам скидку).
С начала 2023 г. предложение на массовом рынке аредны жилья в Москве не увеличилось, самые экономичные объекты не задерживаются в экспозиции дольше нескольких дней, а ликвидные дешевые квартиры, расположенные в пешей доступности от станций метро или МЦК, могут быть сданы за несколько часов после появления в рекламе. Спрос в масс-маркете сегодня сфокусирован исключительно на объектах экономкласса. Дисконт по-прежнему актуален, в среднем скидки сохраняются в диапазоне от 5% до 10%, но самые экономичные квартиры сдаются без дополнительного снижения цены.
У нанимателей традиционно пользуются популярностью 1- и 2-комнатные квартиры экономкласса в локациях с хорошей транспортной доступностью. Но если в 2021 г. часть арендаторов переориентировалась на более качественные и дорогостоящие объекты (например, кто-то мог себе позволить переехать из дешевой ''однушки'' в ''двушку'', сменить район на более престижный, снимать квартиру не в складчину, а единолично), то трендом массового рынка в 2022 и в 2023 гг. является снижение бюджета найма. Люди не уверены в сохранении своих рабочих мест и платежеспособности, они ищут наиболее экономичные предложения. В апреле тенденция сохранится».
При невысоком спросе, в условиях конкуренции, собственникам приходится быть более лояльными: это выражается в готовности к торгу и в уменьшении набора требований к потенциальным нанимателям.
В массовом сегменте примерно половина собственников согласна на размещение квартирантов с детьми и домашними животными; порядка 20% спокойнее относятся к разным составам и национальности нанимателей; около 40% арендодателей готовы разбить сумму страхового депозита на несколько месяцев, чтобы уменьшить единовременную финансовую нагрузку на жильцов.
Примерно 25% арендодателей готовы по совету риэлтора что-то улучшить или обновить в квартире, чтобы повысить ее ликвидность – таким образом привлечь арендаторов и избежать простоя своего объекта.
Около 40% собственников по договоренности с будущим квартирантом согласны что-то исправить или докупить – но только после получения оплаты первого месяца проживания.
Остальные 35% не рассматривают траты на хоумстейджинг: кто-то ранее выполнил ремонт и считает квартиру пригодной для комфортного проживания; кто-то предпочитает дать скидку арендаторам, чем нести дополнительные расходы.