5 ключевых градостроительных тенденций будущего

19.03.2023

Правительство РФ продлило программу инфраструктурных бюджетных кредитов регионам до 2025 года, а также направит дополнительно 250 млрд рублей на модернизацию городского пространства и коммунальных систем. Эксперты Группы «Родина» рассказывают о том, какими путями можно развивать российские города, учитывая пять главных градостроительных тенденций будущего.

  1. Город шаговой доступности
  Современные города остаются в основном фрагментарными, то есть в них разграничиваются районы деловой активности, жилые локации, промышленные зоны, культурно-развлекательные центры. Часто планы застройки инерционно воспроизводят этот сценарий роста города, который всё больше противоречит новым тенденциям: стремлению к снижению выбросов COгородским транспортом, распространению удаленной занятости, увеличению численности городского населения.

  Ответом на эти вызовы станет концепция города шаговой доступности или «города 15-минутной доступности». Идею городских «ячеек», где все необходимые для повседневной жизни ресурсы есть в пределах 15 минут ходьбы или езды на велосипеде, предложил еще в 1920-х американский урбанист Клэренс Перри. В последнее десятилетие в разных странах мира появились новые районы в рамках этой концепции.

  Так, в России Группа «Родина» разработала и реализовала инновационные жилые кластеры (ИЖК). Это компактные жилые кварталы, в пределах которых построена вся необходимая для жизни социальная и коммерческая инфраструктура, включающая школы, детские сады, спортивные объекты, учреждения дополнительного образования, творческие студии. В частности, концепция города шаговой доступности реализована в проектах ИЖК «Олимпийская деревня Новогорск» (Московская область), Russian Design District (Новая Москва), «Союз» («старая» Москва). В будущем именно ИЖК могут стать тиражируемой моделью урбанистического развития России в концепции «15- минунтного города».

  2. Горожане вернут себе пространство для жизни
  Парадоксально, но за прошедшие века города все меньше приспосабливались непосредственно для жизни людей. Магистрали и улицы планировались для удобства движения транспорта. Жилые районы строились ближе к деловым центрам и промышленным зонам – местам приложения труда. При этом вся городская ткань подчинялась экономическим задачам, из-за чего обозначился острый дефицит общественных, некоммерческих и зеленых пространств, то есть мест, где можно просто прогуляться, отдохнуть, встретиться с друзьями.

  В будущем подход к развитию и городов в этом плане изменится. Уже сейчас эксперты ООН рассчитывают индекс достижения целей глобального развития (Sustainable Development Goals – SDG), в том числе по соотношению общественных пространств в городе относительно общей площади застройки. Наличие свободных и зеленых территорий в жилом комплексе между тем уже стало обязательным требованием для порядка 78% клиентов, опрошенных Группой «Родина». Именно поэтому, городское авеню, пересекающее семейный квартал Russian Design District, превращено в музей под открытым небом с произведениями уличного искусства и пятью зонами для отдыха и обучения.

  В масштабах России также появились инициативы по созданию свободных городских пространств. В частности, проект госкорпорации ВЭБ.РФ «Пять шагов для городов» в качестве третьего шага предлагает расширять использование городских пространств, а именно – обустройство пустырей во дворах, а также применение стратегии «тактического урбанизма» – создание садов на парковке или уличных библиотек.

  3. Управление городом с помощью искусственного интеллекта
  В основном городское управление остается архаичным в большинстве стран и явно отстает по вооруженности новыми технологиями от управления промышленностью, торговлей и некоторыми областями социальной сферы. Особенно это заметно на фоне прорыва в 2022 году в области искусственного интеллекта: нейросети стали еще более умными, творческими, а также доступными для программирования человеческой речью.

  Жизнь городов в ближайшее десятилетие неизбежно будет поставлена на основу управления искусственным интеллектом (ИИ). По данным лаборатории ESI ThoughtLab, 80% крупных городов по всему миру (из 167 исследованных) планируют мощные инвестиции в ИИ в ближайшие три года.

  В России в 2020 году Минстрой одобрил запуск платформы на базе ИИ, которая сможет проектировать города и отдельные районы с учетом требований строительных норм, а также прогнозов численности населения, автомобилизации и других показателей.

  4. Экономика замкнутого цикла
  В отличие от завода или отдельного здания, город очень поздно начал рассматриваться как комплексная система, создающая и потребляющая ресурсы. Именно поэтому во многих проявлениях городская жизнь остается очень затратной. В частности, до 30% всей еды в городах отправляются на свалку. В среднем офисное пространство используется только на 35-50% за период эксплуатации.

  В ближайшее десятилетие ситуация начнет меняться. В ресурсозатратном городе жить становится дорого и экологически опасно. Именно поэтому городская экономика станет «циркулярной» (также – экономика замкнутого цикла). Городское хозяйство будет минимизировать расходы ресурсов за счет переработки отходов, реконструкции и ремонта имеющихся зданий и коммуникаций, совместного потребления некоторых товаров и ресурсов, внедрения «обменной экономики», аренды вместо покупки (жилья, автомобилей, одежды).

  Россия пока делает только первые шаги в этом направлении. В частности, программа «Пять шагов для городов» ВЭБ.РФ стимулирует участвующие в инициативе города устанавливать пункты раздельного сбора отходов, а также оснащать фандоматами (аппаратами по приему тары) школы.

  5. Многовекторная транспортная система
  Сейчас транспорт в городе на 90% представлен либо личными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, либо общественным транспортом. Такая система городской мобильности все меньше отвечает новым тенденциям в транспортных технологиях и в образе жизни горожан.

  Прежде всего, жители крупных городов устали от трафика и хотят меньше тратить время на перемещения по городу. Помимо этого, уже к 2030 году доля новых электромобилей на улицах вырастет до 32%, а для них нужна иная инфраструктура, нежели для машин с ДВС. Более того, к 2040 году в ряде развитых стран уже до 80% пассажиров будут использовать для перемещения арендные, а не личные автомобили. Среди них будет немало машин с автопилотом. Наконец, более популярными, чем сейчас, средствами транспорта станут электросамокаты и велосипеды, для которых в городах построят отдельные пути.

  Так или иначе, у горожан в будущем будет большое «транспортное меню» из различных средств мобильности. Это позволит радикально сократить выбросы углекислого газа и уменьшить трафик в городах.

    «Для развития городов будущего государство, институты развития и девелоперы должны тесно сотрудничать,комментирует Владимир Щекин, основатель и совладелец Группы «Родина» (девелопер жилого культурно-образовательного кластера Russian Design District).Застройщики во многом сейчас находятся на переднем крае внедрения современных технологий и практик градостроительства и могли бы поделиться своим опытом с государством и инвесторами при выработке долгосрочной стратегии в области строительства. При этом можно увязать государственные планы, коммерческий интерес банков и девелоперские проекты в рамках государственно-частного партнерства».


Вернуться к спискуИтоги февраля на первичном рынке массового сегмента МосквыОбъем сделок на офисном рынке сократится на 50% в I квартале года
Спецпредложения
2-комн. квартира 13,5 млн.p
2-комн. квартира 13,5  млн.p
Московская обл, Одинцово г, Новоивановское рп, Эйнштейна б-р, 2
49.2 / 23.8 / 11 м2 2 этаж из 22
Оставить заявку
1-комн. квартира 5,2 млн.p
1-комн. квартира 5,2  млн.p
Московская обл, Фрязино г, Мира пр-кт, 31
37 / 14.7 / 10.9 м2 9 этаж из 16
Оставить заявку
1-комн. квартира 6,2 млн.p
1-комн. квартира 6,2  млн.p
Московская обл, Красногорск г, Карбышева ул, 17к2
34.9 / 17 / 8.6 м2 3 этаж из 14
Оставить заявку
Дом 25,5 млн.p
Дом 25,5  млн.p
Московская обл, Истра г, Лужки д
9 соток / 173.6 м2
Оставить заявку
Участок 2,7 млн.p
Участок 2,7  млн.p
Московская обл, Егорьевск г, Яснова ул
8 соток
Оставить заявку
Студия в новостройке 13,7 млн.p
Студия в новостройке 13,7  млн.p
Москва г, Хорошёвская 3-я ул, 17А
28.4 / 16.9 / 3.3 м2 8 этаж из 21
Оставить заявку
Апартаменты в новостройке 12,2 млн.p
Апартаменты в новостройке 12,2  млн.p
Москва г, Мосрентген п, Дудкино д
55.74 / 20.37 / 19.66 м2 8 этаж из 23
Оставить заявку
Апартаменты в новостройке 12,5 млн.p
Апартаменты в новостройке 12,5  млн.p
Москва г, 2 кв-л, 5с5
34.05 / 18.52 / 7.55 м2 11 этаж из 16
Оставить заявку
3-комн. квартира в новостройке 16,7 млн.p
3-комн. квартира в новостройке 16,7  млн.p
Москва г, Рязановское п, Остафьево п
78.55 / 48.47 / 7.95 м2 5 этаж из 14
Оставить заявку
1-комн. квартира 14,0 млн.p
1-комн. квартира 14,0  млн.p
Москва г, Московский п, Саларьевская ул, 13к1
39.5 / 11.1 / 18.1 м2 25 этаж из 25
Оставить заявку
Дом 50,0 млн.p
Дом 50,0  млн.p
Москва г, Сосенское п, Газопровод п, Дубки снт, 133
6 соток / 260 м2
Оставить заявку
Дом 40,0 млн.p
Дом 40,0  млн.p
Москва г, Кокошкино п, Кокошкино дп, Декабрьская ул, 3
8 соток / 360 м2
Оставить заявку
Участок 8,0 млн.p
Участок 8,0  млн.p
Москва г, Марушкинское п, Крекшино п, Крекшино ВВЦ снт
6 соток
Оставить заявку
Участок 6,2 млн.p
Участок 6,2  млн.p
Москва г, Киевский п, Мачихино снт
12 соток
Оставить заявку