Кто и для чего покупал элитное жилье в 2022 году
Несмотря на то, что в целом на рынке элитной недвижимости по итогам прошедшего года наблюдается заметное снижение темпов продаж, элитные квартиры продолжают находить своих покупателей. В целом структура целевой аудитории не претерпела сильных изменений, что говорит о стабильности сегмента высокобюджетного жилья. Чуть более активными стали покупатели из регионов, а вот доля IT-специалистов среди покупателей немного поредела. Такие данные приводит агентство элитной недвижимости Intermark Real Estate по итогам исследования портрета покупателей столичного элитного жилья в 2022 году.
Основную долю среди покупателей элитного жилья в Москве в 2022 году по-прежнему занимают владельцы крупного и среднего бизнеса, а также топ-менеджеры этих компаний – на их долю приходится более 78% заключенных сделок.
Более половины покупателей элитной недвижимости сегодня представляют отрасли экономики в наименьшей степени пострадавшие от санкций и экономических трансформаций. Если оценивать сферы профессиональной деятельности покупателей, то самый заметный прирост наблюдается среди представителей строительного сектора и недвижимости – на их долю пришлось 16% сделок, против 7% в 2021 году. Практически без изменений показала себя сфера услуг, составив 20% спроса и торговли – с показателем 10%. Представители компаний с госучастием и естественные монополии занимают 12% спроса, а торговых компаний – 10%. Менее активными стали представители IT отрасли, на их долю в этом году пришлось 2% покупок. В сфере отечественного агробизнеса работают 1.7% покупателей высокобюджетной недвижимости.
«В целом структура спроса и портрет целевой аудитории элитного жилья в Москве за год не претерпел значительных изменений. По портрету профессиональной деятельности покупателя можно выявить сегменты экономики, которые в условиях санкций остаются наиболее стабильными – одной из самых устойчивых оказалась сфера услуг: финансовые, юридические, консалтинговые и логистические компании. Другим устойчивым сегментом экономики стали строительство и недвижимость», - говорит Дмитрий Халин, управляющий партнер Intermark Real Estate.
Большинство покупок высокобюджетных квартир по итогам года, как и прежде, совершалось для собственного проживания – 62% сделок. Около 18% покупателей были мотивированы вложением средств в недвижимость с инвестиционными целями.
«В этом году рынок недвижимости стал рынком покупателя и этим, прежде всего, воспользовались те из них, кто был заинтересован в улучшении условий проживания или в переезде ближе к центру, - комментирует Дмитрий Халин, управляющий партнер Intermark Real Estate. – По тем же причинам дорогие квартиры приобретались в инвестиционных целях: покупатели стремились получить максимальную скидку при хорошем качестве объекта, диверсифицировать и сохранить сбережения».
В связи с ограничениями по покупке зарубежной недвижимости представители региональных деловых элит активно вкладывали деньги в московские премиальные квартиры. Порядка 15% сделок было совершено бизнесменами из регионов для создания точки присутствия в российской столице. Причем доля таких сделок стремительно увеличилась в последние месяцы года и доходила до 40%. Активность таких сделок во второй половине года в том числе обусловлена переездом детей на учебу в столичные ВУЗы и школы.
Среди прочих мотивов для покупки в 2022 году можно выделить приобретение квартир для детей и родителей, доля таких сделок составила около 5%.
Оценивая более долгосрочные изменения, заметное снижение произошло в совокупной доле банкиров и представителей нефтедобывающей отрасли. Если 10-15 лет назад они представляли основную долю аудитории покупателей дорогого жилья – порядка 55-60%, то сегодня в общем объеме сделок – лишь 10%.