Продажи высокобюджетных апартаментов на московском рынке снизились почти вдвое
В 2022 г. рынок апартаментов элит- и премиум-класса пережил двукратное сокращение продаж относительно прошлогодних значений. Объем собранной выручки оказался меньше на 40,8%. Существенная часть аудитории, на которую рассчитан этот продукт, покинула страну или как минимум отказалась от крупных покупок, пока ситуация не стабилизируется. В то же время, в Москве еще остались люди, способные заплатить почти 700 млн рублей за недвижимость с престижным адресом.
Высокобюджетные апартаменты пережили испытания 2022 г. намного тяжелее, чем те, которые относятся к бизнес- и комфорт-классу. Ранее эксперты Arendator.ru установили, что в двух последних сегментах наблюдается 27-процентный недобор по сделкам и снижение выручки в пределах 23,5%. Продажи премиальных апартаментов упали в 1,8 раза, элитных – ровно вдвое. Финансовая статистика в совокупности ухудшилась на 40,8%.
С января по ноябрь 2021 г. в столичных новостройках было распродано почти 850 апартаментов премиум-класса. Главными драйверами в этой части рынка выступили проекты Slava (331 ДДУ), «Поклонная 9» (156 ДДУ), Sky View (105 ДДУ), Chkalov (79 ДДУ) и Red7 (58 ДДУ). По итогам 11 месяцев 2022 г. все перечисленные адреса серьезно потеряли в спросе. АК Slava, сохранивший лидерство, недосчитался 65% аудитории, АК «Поклонная 9» – 60%, АК Chkalov – 24%. У комплекса Red 7 реализация ухудшилась в 3,6 раза, у комплекса Sky View – в 7,5 раз. Оба они выбыли из пятерки самых востребованных адресов. Одну из вакансий в топ-5 занял АК Lunar на Ленинском проспекте, но и его показатели в текущем сезоне явно хуже, чем в предыдущем (25 ДДУ против 41). Еще одно место в рейтинге 2022 г. досталось комплексу Logos, строительство которого началось в феврале недалеко от Даниловского рынка. Дебют выдался очень успешным – свыше 100 реализованных апартаментов (22,2% от общего объема спроса) на 1,97 млрд рублей. Выход АК Logos позволил хотя бы отчасти купировать негативное влияние кризиса на сегмент. В сумме пять указанных новостроек охватывают 78,2% всех сделок. Топ-5 образца прошлого сезона демонстрировал более высокий показатель концентрации спроса – 86,2%.
Во многом похожая ситуация наблюдается и среди элитных апартаментов. К началу зимы 2021 г. индустрия могла занести в актив уже 123 сделки с этим типом недвижимости. Каждый третий покупатель выбрал комплекс «Большая Дмитровка IX» у МХТ имени Чехова. В 2022 г. по этому адресу зарегистрировано всего 6 сделок. Комплекс резиденций на Пречистенской набережной Carré Blanc в предыдущем сезоне отметился 16 сделками, что истощило его фонд: теперь на его витрине экспонируется только один лот с бюджетом 4,5 млрд рублей. Количество продаж в проекте Roza Rossa, который входит в состав долевого квартала «Красная Роза», уменьшилось с 23 до 12. Но это не помешало ему возглавить рейтинг самых популярных апарт-комплексов сезона-2022. В условиях кризисного года его 12 ДДУ означают 20% спроса. Другие места в тройке получили две премьерных новостройки – «Ильинка 3/8» (10 ДДУ, 16,7% спроса) и «Саввинская 27» (11 ДДУ, 18,3% спроса). Именно в комплексе «Саввинская 27» был продан «чемпионский» апартамент нынешнего сезона – пятикомнатный юнит площадью 230,3 кв. м. Новый владелец отдал за него 699,11 млн рублей. Тем самым был побит прошлогодний рекорд. Он принадлежал трехкомнатной резиденции (242,0 кв. м) из фонда АК Carré Blanc. В ее чеке фигурировала сумма 659,61 млн рублей.
В целом количество реализация сверхдорогих юнитов существенно затормозилась: в январе-ноябре 2021 г. было куплено 136 апартаментов с ценником от 100 млн рублей, за тот же отрезок 2022 г. – всего 77. Но их пропорция в общем объеме сделок практически не изменилась. На такую покупку по-прежнему решается один покупатель из шести.