Как сформировать сообщество резидентов – девелоперские решения
Инфраструктура добрососедства – это один из тех элементов, которые не только объединяют резидентов в рамках одного ЖК, но и формируют комфортную городскую среду. О том, какие решения предлагают девелоперы для реализации данной цели, рассказывают эксперты компании «Метриум».
Как было и как стало?
Культ так называемого «добрососедства» в СССР был закреплен на уровне государственной идеологии, и это действительно работало. Советские граждане поддерживали друг с другом тесные социальные связи, знали по именам всех жителей своего подъезда, а то и дома в целом, дружили семьями и всегда были готовы помочь соседям в решении мелких и более глобальных бытовых вопросов – от «попросить соли» до посидеть с ребенком.
С началом перестройки столь доверительные отношения между соседями стали скорее редкостью, поскольку начал преобладать кардинально иной принцип – «каждый за себя», и социальные связи между людьми ослабли. Однако потребность в общении не исчезла. И уже в нашем веке режим недавней самоизоляции в период пандемии продемонстрировал, что как раз-таки общения людям и не хватает больше всего. Застройщики, которые уловили этот тренд заранее, начали создавать в своих проектах инфраструктуру добрососедства, и это стало одним из элементов, формирующих лояльность целевой аудитории.
На раннем этапе это были обычные соседские клубы, где резиденты могли встречаться по выходным и устраивать совместные чаепития, обсуждая новости двора, рецепты, прочитанные книги. Но со временем эта инфраструктура становится все более разнообразной.
Свой среди своих
Создавать на своих объектах инфраструктуру, которая поможет жителям чувствовать себя «среди своих» и чаще общаться, – это правильный для девелопера тренд, благодаря которому вокруг объекта начинает формироваться собственное сообщество. Будущее вообще – за продуманными жилыми комплексами с уютной средой, в которой каждому человеку будет эмоционально комфортно.
В жилом комплексе, как и в большом мегаполисе, важно продумывать территории таким образом, чтобы они становились точками притяжения для людей. Это могут быть прогулочные зоны, площадка в центре комплекса, на которой организуют праздники и другие активности для резидентов, обустроенный парк с велодорожками. Одним словом, нужны места для совместного отдыха, занятий спортом и прогулок. Жители с похожими интересами будут там регулярно встречаться и начнут ощущать свою общность. Именно так и формируются сообщества мам с колясками, владельцев собак, бегунов, велосипедистов или любителей тихих игр. Само существование таких «точек» недалеко от дома будет мотивировать жителей чаще выходить на улицу, чтобы пообщаться с соседями и завести новые знакомства.
Например, в ЖК «Метрополия» от MR Group предусмотрены прогулочный променад, зона воркаута, площадка для стритбола и петанка, лаундж-зона, а также стильные игровые площадки для детей и подростков. Таким образом, каждый житель сможет найти себе не только занятие по душе, но и новых друзей со схожими интересами. А в жилом комплексе «Селигер Сити», девелопером которого также является MR Group, придомовая зона сопоставима по размерам с четырьмя футбольными полями. Здесь, в дополнение к обширной благоустроенной территории, есть поле для футбола и баскетбола, а также собственный искусственный пруд с набережной и мостом – идеальное место для прогулок и общения с соседями.
Группа компаний «А101» построит во второй очереди «Прокшино» общественный центр, который станет одной из основных точек притяжения в районе, открывая жителям дополнительные возможности для общения, саморазвития, проведения районных и тематических мероприятий. Такой объект, безусловно, будет способствовать развитию добрососедства.
Входные группы и общие зоны
Возможности пространств, которые люди по привычке называют «подъездами», явно недооценены многими застройщиками. А между тем самые дальновидные из них проектируют просторные и во всех смыслах уютные входные группы. Здесь можно посидеть на мягком диване с чашкой кофе, поработать с ноутбуком и, конечно же, пообщаться с соседями.
Простор для идей – безграничен: повесить экран и собирать жителей на киносеансы; организовать детские игровые пространства; делать тематические фотовыставки… Все это позволит избежать безликих дежурных помещений, которые воспринимаются как «ничьи».
Немаловажным элементом является также оформление входных групп. Компания MR Group в ряде своих проектов (например, в Symphony 34 и Hide) развивает концепцию Life Space, организуя привлекательные общественные зоны для досуга и работы резидентов непосредственно на территории жилого комплекса. А в ЖК MOD даже есть собственная джаз-гостиная.
В жилом квартале «Прокшино» в корпусах предусмотрено многофункциональное лобби с небольшим коворкингом, часть которого будет доступна любому человеку, а часть – только жителям дома. Это одновременно сквозной гейт, общественная гостиная с лаундж-зоной и игровой комнатой, а также точка приема курьеров, где будет организован консьерж сервис и установлены постаматы.
Фестивали, праздники, соревнования…
Опытные игроки рынка не забывают про уже заселившихся резидентов, организуя для жителей различные активности. Это может быть все что угодно: любительские театральные постановки, совместные игры, занятия в кружках и т.д. В ГК «А101» видят в этом не только семейное развлечение, но и важнейший инструмент создания добрососедских отношений между жителями.
Поэтому в ГК «А101» создано образовательное бюро «Лёрнити», среди задач которого – проведение образовательных мероприятий для детей и подростков, а также семейных праздников и фестивалей. Образовательные программы могут проходить в соседских центрах, которые есть практически в каждом жилом районе ГК «А101», в школах и даже просто на воздухе. Диапазон тем – от математики и программирования до урбанистики и документального театра. Главное, чтобы дети научились чему-то, что пригодится в жизни. Например, на хакатоне по программированию ребята стремились улучшить мобильное приложение девелопера, а затем некоторых из них пригласили на стажировку в компанию-разработчик «Домиленд».
Кроме того, у «Лёрнити» есть швейная и столярная мастерские, куда можно приходить на несколько часов три раза в неделю. Причем приветствуются идеи, благодаря которым можно решить чью-то проблему: отремонтировать самокат, сделать кроватку или одежду для куклы, дать вторую жизнь старой вещи с помощью вышивок и т.д. Главное здесь, чтобы в процессе занятий или помощи возникало общение, чувство общности и взаимовыручки, из которых потом вырастает добрососедство.
Этой же цели служат семейные праздники, ярмарки и фестивали. Причем здесь жители уже выступают главными организаторами мастер-классов и развлечений, роль ГК «А101» – организационная поддержка. Так, фестиваль добрососедства «ДОМ», который прошел в День рождения Новой Москвы, стал первым масштабным мероприятием с творческими студиями, квестами, забегом, выставками собак и ретроавтомобилей, играми и лекциями, а также большим чаепитием прямо на площади Туве Янссон. Все активности придумали и провели сами жители районов девелопера, причем пускали на фестиваль всех желающих. В итоге за целый день «ДОМ» посетили более 10 000 человек. А осенний, более камерный фестиваль «Уютный октябрь», 5 000 человек.
Спорт – также в числе приоритетов девелопера. Для жителей регулярно устраивают спортивные праздники, причем каждый раз это захватывающие шоу с профессиональными ведущими, конкурсами и музыкальной программой.
«Покупка недвижимости уже давно перестала вращаться исключительно вокруг планировок и «квадратных метров»: и социологи, и урбанисты, и риелторы убеждены, что современный горожанин, приобретая жилье, в первую очередь стремится получить новое качество жизни, – подводит итоги Надежда Коркка, управляющий партнер компании «Метриум». – Одними из главных аспектов высокого качества жизни признаются здоровый социальный климат и теплые отношения с соседями. Застройщики в состоянии сформировать эту среду в своих жилых кварталах: для этого есть множество инструментов и возможностей».