Спрос на недвижимость в центре Москвы упал в два раза
Эксперты зафиксировали двукратное снижение покупательской активности в новостройках центра Москвы (относительно показателей первой половины прошлого сезона). Негативный тренд был запущен совпадением двух ключевых факторов. Первый – стало меньше товара. Второй – стало меньше покупателей. Сеть адресов, где продажа ведется через механизмы долевого участия, сократилась на четверть. Одновременно значительное число состоятельных покупателей переориентировалось с московского рынка на турецкий, тайский или дубайский. Многие заняли выжидательную позицию. Наиболее болезненно эта ситуация отразилась на элитном и премиальном сегментах, потерявших за год 60% аудитории.
Удельный вес ЦАО в общей структуре сделок на «старомосковском» рынке уменьшился с 3,3% до 2,1%. Если раньше на карте округа пульсировали 40 активных адресов, то теперь только 31. По итогам первого полугодия 2022 г. среднемесячная норма спроса едва превышала 100 лотов. В предыдущем сезоне она была почти вдвое больше. Относительно устойчивыми оказались новостройки бизнес-класса. В их случае откат от прошлогодних значений измеряется 30%. Высокобюджетный сегмент переживает куда более жесткие испытания. С января по июнь 2021 г. были проданы 560 лотов элит- и премиум-класса. Текущие результаты намного слабее – всего 229 ДДУ. Под влиянием этих процессов серьезно изменились весовые коэффициенты каждого класса в структуре спроса: секторы элитной и премиальной недвижимости сузились на четверть (минус 3,2 процентного пункта и 10,0 процентных пунктов соответственно), а сектор бизнес-класса, соответственно, в том же объеме прибавил.
Наиболее чувствительный удар пришелся по локациям, которые традиционно считаются витринами сверхдорогой недвижимости. На территории Хамовников продажи упали сразу в семь раз, Тверской район (как и Таганский) столкнулся с пятикратным снижением спроса. У Красносельского района статистика ухудшилась вдвое, у Пресненского (который продолжает лидировать по количеству сделок) – более чем вдвое. Довольно умеренным выдался спад в Басманном районе – минус 25,0%. Показатели Мещанского района остались на стабильно мизерном уровне. Наконец, в двух локациях аналитики выявили мощный подъем потребительской активности. Он объясняется поступлением в экспозицию свежих проектов. Для Замоскворечья, где продажи выросли в 5,5 раз, драйвером послужил комплекс бизнес-класса Voxhall . В соседнем районе Якиманка удвоить показатели помогли премьеры элитного ЖК «Лаврушинский» и премиального АК Cult.
Важно указать, что покупательская аудитория центра Москвы в новом сезоне переключилась на жилье с меньшими габаритами. Средняя площадь реализованного лота сократилась с 89,0 до 74,2 кв. м. Ценовые показатели претерпели отрицательную коррекцию в пределах 2,6%.