Почти 70% россиян не понимают содержание квитанций ЖКХ

11.07.2022

Практически каждый год появляются инициативы, призывающие модернизировать отрасль ЖКХ, с такой же частотой реализуются программы по улучшению ситуации в отрасли, увеличению прозрачности, улучшению платежной дисциплины и т.д. Однако, несмотря на все предпринятые шаги, особых улучшений нет: общая задолженность за жилищно-коммунальные услуги за последние два года выросла на 15% (данные Минстроя), платежная дисциплина снизилась с 95-98% в 2020 до 93,76% на начало 2022, а долги населения перед коммунальными и ресурсоснабжающими организациями за последние 2 года выросли с 741 млрд до 767 млрд рублей.

 Специалисты компании «Домиленд», крупнейшего разработчика IT-платформ для застройщиков и управляющих организаций, решили разобраться, в чем причина роста дебиторской задолженности и пришли к выводу, что основная проблема – низкий уровень ЖКХ-грамотности населения. По данным компании - только 30% россиян контролирую до копейки расходы за ЖКУ и понимают, за что платят. 

  В конце июне компания «Домиленд» провела опрос среди россиян (мужчин и женщин в возрасте от 18 лет), в котором приняло участие более 1000 человек. Вопросы касались ЖКХ и цифровых сервисов. Главный вопрос, который задавали респондентам – понимают ли они содержание квитанций ЖКХ и суммы платежа. Только 33% опрошенных ответили, что разбираются в каждой строке, самостоятельно снимают показания и сверяют данные, а вот почти четверть (27%) не вникают и подключают автоплатеж. 16% опрошенных вообще не понимают, откуда берутся суммы, 13% даже никогда не видели квитанции и считают, что это не их дело, заниматься вопросами ЖКХ, а 11% могут проконтролировать лишь отдельные значения.

  При этом вопросы контроля тарифы ЖКХ и суммы платежей стоят достаточно остро, т.к. индексация происходит регулярно, плюс сезонные корректировки стоимости, например, за отопление или пересчет, и плановое изменение тарифов. При этом менее трети россиян, 29%, контролируют платежи до копейки, остальная часть опрошенных в разной степени не осведомлена о том, за что платят и как формируется сумма. При этом, 25%, то есть четверть всех опрошенных, вообще не вникают в эти вопросы, т.к. считают, что вряд ли смогут на что-то повлиять, 28% знают, что оплачивают помимо обязательных пунктов еще и часть услуг или сервисов, которые не используют, 11% не понимают, как сформирована цена по 1-2 позициям, а 7% разбираются в счете 50/50 и платят по общим тарифам с переплатой.

  Что касается способа оплаты начислений за жилищно-коммунальные услуги, то чаще всего россияне предпочитают кассы поставщика услуг, так ответило 32% респондентов, на втором месте по популярности личный кабинет или приложение банка (26%) и замыкает тройку лидеров почта, где платежи совершает порядка 16% респондентов. Далее с небольшим отставанием друг от друга следуют госуслуги (11%), терминал/ банкомат (9%) и личный кабинет УК и поставщика услуг (6%).

 Татьяна Волчкова, Директор бизнес-линии ЖКХ, «Домиленд»: «Современные сервисы действительно могут решить часть проблем россиян, особенно в вопросах прозрачности и обоснования платежей, но тут вопрос готовности и бизнес-сообщества, и конечных пользователей к тотальной цифровизации. Пока что почти половина респондентов считают, что даже такое простое решение, как мобильное приложение для общения с УК и оплаты услуг ЖКХ - это сложно, лучше все делать лично. Однако, количество сторонников растет. 17% россиян согласны с тем, что это хорошее решение для оперативной связи с управляющей организацией, 11% уверены, что приложение ускорит решение бытовых проблем, 9% - позволит контролировать УК и тарифы и 4% предполагают, что это поможет сплотить соседей в решении бытовых вопросов. Помимо этого мы берем на себя и просветительскую миссию и с помощью различных каналов коммуникации рассказываем о цифровых преимуществах и нашим клиентам, и потребителям услуг. При этом по нашим данным при внедрении цифровых сервисов количество должников по коммунальным платежам сокращается в среднем на 30%».  


Вернуться к списку5 причин поселиться на полуострове Нагатинская поймаВ Ленобласти спрос на готовые дома снизился, а на строительство вырос почти на 30%
Спецпредложения
2-комн. квартира 4,0 млн.p
2-комн. квартира 4,0  млн.p
Московская обл, Раменское г, Электроизолятор п, 18
39 / 30 / 6 м2 3 этаж из 3
Оставить заявку
4-комн. квартира 17,9 млн.p
4-комн. квартира 17,9  млн.p
Московская обл, Химки г, Горшина ул, 6к2
105.8 / 63 / 12 м2 23 этаж из 23
Оставить заявку
Дом 3,3 млн.p
Дом 3,3  млн.p
Московская обл, Наро-Фоминский р-н, Городское поселение Наро-Фоминск г
9 соток / 65 м2
Оставить заявку
Дом 45,0 млн.p
Дом 45,0  млн.p
Московская обл, Красногорск г, Дмитровское с, Зеленый ветер-1 снт, 49
8 соток / 247 м2
Оставить заявку
Участок 1,5 млн.p
Участок 1,5  млн.p
Московская обл, Солнечногорск г, Хоругвино д, Вишенка тер. СНТ
13 соток
Оставить заявку
2-комн. квартира 19,5 млн.p
2-комн. квартира 19,5  млн.p
Москва г, Крылатские Холмы ул, 21
56.2 / 33.7 / 12.9 м2 17 этаж из 17
Оставить заявку
1-комн. квартира 13,0 млн.p
1-комн. квартира 13,0  млн.p
Москва г, Зои и Александра Космодемьянских ул, 7к1
35 / 19.5 / 9.7 м2 12 этаж из 14
Оставить заявку
4-комн. квартира в новостройке 31,7 млн.p
4-комн. квартира в новостройке 31,7  млн.p
Москва г, Электролитный проезд, 12Бк2
95.2 / 62.9 / 11 м2 2 этаж из 22
Оставить заявку
2-комн. квартира 25,0 млн.p
2-комн. квартира 25,0  млн.p
Москва г, Стрельбищенский пер, 5
57 / 37.4 / 11.6 м2 2 этаж из 9
Оставить заявку
Участок 52,0 млн.p
Участок 52,0  млн.p
Москва г, Краснопахорское п, Былово с, 141
44.7 соток
Оставить заявку
Участок 42,0 млн.p
Участок 42,0  млн.p
Москва г, Десеновское п, Ватутинки п, Ватутинки гск
25 соток
Оставить заявку
Участок 30,5 млн.p
Участок 30,5  млн.p
Москва г, Московский п, Саларьево д, Новая 2-я ул, 6
12.7 соток
Оставить заявку
Участок 8,6 млн.p
Участок 8,6  млн.p
Москва г, Воскресенское п, Бывший Сад снт, сАД
4 соток
Оставить заявку
Участок 4,5 млн.p
Участок 4,5  млн.p
Москва г, Вороновское п, Семенково д, Радужная ул
12 соток
Оставить заявку