Почти 70% россиян не понимают содержание квитанций ЖКХ

11.07.2022

Практически каждый год появляются инициативы, призывающие модернизировать отрасль ЖКХ, с такой же частотой реализуются программы по улучшению ситуации в отрасли, увеличению прозрачности, улучшению платежной дисциплины и т.д. Однако, несмотря на все предпринятые шаги, особых улучшений нет: общая задолженность за жилищно-коммунальные услуги за последние два года выросла на 15% (данные Минстроя), платежная дисциплина снизилась с 95-98% в 2020 до 93,76% на начало 2022, а долги населения перед коммунальными и ресурсоснабжающими организациями за последние 2 года выросли с 741 млрд до 767 млрд рублей.

 Специалисты компании «Домиленд», крупнейшего разработчика IT-платформ для застройщиков и управляющих организаций, решили разобраться, в чем причина роста дебиторской задолженности и пришли к выводу, что основная проблема – низкий уровень ЖКХ-грамотности населения. По данным компании - только 30% россиян контролирую до копейки расходы за ЖКУ и понимают, за что платят. 

  В конце июне компания «Домиленд» провела опрос среди россиян (мужчин и женщин в возрасте от 18 лет), в котором приняло участие более 1000 человек. Вопросы касались ЖКХ и цифровых сервисов. Главный вопрос, который задавали респондентам – понимают ли они содержание квитанций ЖКХ и суммы платежа. Только 33% опрошенных ответили, что разбираются в каждой строке, самостоятельно снимают показания и сверяют данные, а вот почти четверть (27%) не вникают и подключают автоплатеж. 16% опрошенных вообще не понимают, откуда берутся суммы, 13% даже никогда не видели квитанции и считают, что это не их дело, заниматься вопросами ЖКХ, а 11% могут проконтролировать лишь отдельные значения.

  При этом вопросы контроля тарифы ЖКХ и суммы платежей стоят достаточно остро, т.к. индексация происходит регулярно, плюс сезонные корректировки стоимости, например, за отопление или пересчет, и плановое изменение тарифов. При этом менее трети россиян, 29%, контролируют платежи до копейки, остальная часть опрошенных в разной степени не осведомлена о том, за что платят и как формируется сумма. При этом, 25%, то есть четверть всех опрошенных, вообще не вникают в эти вопросы, т.к. считают, что вряд ли смогут на что-то повлиять, 28% знают, что оплачивают помимо обязательных пунктов еще и часть услуг или сервисов, которые не используют, 11% не понимают, как сформирована цена по 1-2 позициям, а 7% разбираются в счете 50/50 и платят по общим тарифам с переплатой.

  Что касается способа оплаты начислений за жилищно-коммунальные услуги, то чаще всего россияне предпочитают кассы поставщика услуг, так ответило 32% респондентов, на втором месте по популярности личный кабинет или приложение банка (26%) и замыкает тройку лидеров почта, где платежи совершает порядка 16% респондентов. Далее с небольшим отставанием друг от друга следуют госуслуги (11%), терминал/ банкомат (9%) и личный кабинет УК и поставщика услуг (6%).

 Татьяна Волчкова, Директор бизнес-линии ЖКХ, «Домиленд»: «Современные сервисы действительно могут решить часть проблем россиян, особенно в вопросах прозрачности и обоснования платежей, но тут вопрос готовности и бизнес-сообщества, и конечных пользователей к тотальной цифровизации. Пока что почти половина респондентов считают, что даже такое простое решение, как мобильное приложение для общения с УК и оплаты услуг ЖКХ - это сложно, лучше все делать лично. Однако, количество сторонников растет. 17% россиян согласны с тем, что это хорошее решение для оперативной связи с управляющей организацией, 11% уверены, что приложение ускорит решение бытовых проблем, 9% - позволит контролировать УК и тарифы и 4% предполагают, что это поможет сплотить соседей в решении бытовых вопросов. Помимо этого мы берем на себя и просветительскую миссию и с помощью различных каналов коммуникации рассказываем о цифровых преимуществах и нашим клиентам, и потребителям услуг. При этом по нашим данным при внедрении цифровых сервисов количество должников по коммунальным платежам сокращается в среднем на 30%».  


Вернуться к списку5 причин поселиться на полуострове Нагатинская поймаВ Ленобласти спрос на готовые дома снизился, а на строительство вырос почти на 30%
Спецпредложения
3-комн. квартира 17,5 млн.p
3-комн. квартира 17,5  млн.p
Московская обл, Красногорск г, Подмосковный б-р, 11
93.4 / 58.1 / 14 м2 7 этаж из 22
Оставить заявку
1-комн. квартира 5,0 млн.p
1-комн. квартира 5,0  млн.p
Московская обл, Люберцы г, Южная ул, 24
30 / 16 / 7 м2 1 этаж из 9
Оставить заявку
1-комн. квартира 5,7 млн.p
1-комн. квартира 5,7  млн.p
Московская обл, Балашиха г, Балашихинское ш, 16
38 / 19 / 9.2 м2 9 этаж из 21
Оставить заявку
Дом 2,4 млн.p
Дом 2,4  млн.p
Московская обл, Серпухов г, Рабоче-крестьянская ул, 60
1.8 соток / 18.1 м2
Оставить заявку
Дом 55,0 млн.p
Дом 55,0  млн.p
Московская обл, Мытищи г, Троице-Сельцо д, Сиреневая ул, 3
15 соток / 310 м2
Оставить заявку
Участок 4,1 млн.p
Участок 4,1  млн.p
Московская обл, Солнечногорск г, Майдарово п
12 соток
Оставить заявку
Участок 500 000 p
Участок 500 000 p
Московская обл, Сергиево-Посадский р-н, Сергиев Посад-7 г, 605
10 соток
Оставить заявку
Участок 3,2 млн.p
Участок 3,2  млн.p
Московская обл, Ногинск г, Вишняково д, Центральная ул
6 соток
Оставить заявку
Дом 39,9 млн.p
Дом 39,9  млн.p
Москва г, Филимонковское п, 118 кв-л, 2
7 соток / 240 м2
Оставить заявку
Дом 13,0 млн.p
Дом 13,0  млн.p
Москва г, Щаповское п, Песье д, 54
6 соток / 103 м2
Оставить заявку
Участок 16,7 млн.p
Участок 16,7  млн.p
Москва г, Щаповское п, Шаганино д, ДНП Европейская долина-2 тер
17 соток
Оставить заявку
Участок 4,2 млн.p
Участок 4,2  млн.p
Москва г, Щаповское п, Костишово д
10 соток
Оставить заявку
Участок 7,2 млн.p
Участок 7,2  млн.p
Москва г, Краснопахорское п, Подосинки снт
7 соток
Оставить заявку
Участок 10,9 млн.p
Участок 10,9  млн.p
Москва г, Краснопахорское п, Раево д, Дублинская ул
8 соток
Оставить заявку