Почти 70% россиян не понимают содержание квитанций ЖКХ
Практически каждый год появляются инициативы, призывающие модернизировать отрасль ЖКХ, с такой же частотой реализуются программы по улучшению ситуации в отрасли, увеличению прозрачности, улучшению платежной дисциплины и т.д. Однако, несмотря на все предпринятые шаги, особых улучшений нет: общая задолженность за жилищно-коммунальные услуги за последние два года выросла на 15% (данные Минстроя), платежная дисциплина снизилась с 95-98% в 2020 до 93,76% на начало 2022, а долги населения перед коммунальными и ресурсоснабжающими организациями за последние 2 года выросли с 741 млрд до 767 млрд рублей.
Специалисты компании «Домиленд», крупнейшего разработчика IT-платформ для застройщиков и управляющих организаций, решили разобраться, в чем причина роста дебиторской задолженности и пришли к выводу, что основная проблема – низкий уровень ЖКХ-грамотности населения. По данным компании - только 30% россиян контролирую до копейки расходы за ЖКУ и понимают, за что платят.
В конце июне компания «Домиленд» провела опрос среди россиян (мужчин и женщин в возрасте от 18 лет), в котором приняло участие более 1000 человек. Вопросы касались ЖКХ и цифровых сервисов. Главный вопрос, который задавали респондентам – понимают ли они содержание квитанций ЖКХ и суммы платежа. Только 33% опрошенных ответили, что разбираются в каждой строке, самостоятельно снимают показания и сверяют данные, а вот почти четверть (27%) не вникают и подключают автоплатеж. 16% опрошенных вообще не понимают, откуда берутся суммы, 13% даже никогда не видели квитанции и считают, что это не их дело, заниматься вопросами ЖКХ, а 11% могут проконтролировать лишь отдельные значения.
При этом вопросы контроля тарифы ЖКХ и суммы платежей стоят достаточно остро, т.к. индексация происходит регулярно, плюс сезонные корректировки стоимости, например, за отопление или пересчет, и плановое изменение тарифов. При этом менее трети россиян, 29%, контролируют платежи до копейки, остальная часть опрошенных в разной степени не осведомлена о том, за что платят и как формируется сумма. При этом, 25%, то есть четверть всех опрошенных, вообще не вникают в эти вопросы, т.к. считают, что вряд ли смогут на что-то повлиять, 28% знают, что оплачивают помимо обязательных пунктов еще и часть услуг или сервисов, которые не используют, 11% не понимают, как сформирована цена по 1-2 позициям, а 7% разбираются в счете 50/50 и платят по общим тарифам с переплатой.
Что касается способа оплаты начислений за жилищно-коммунальные услуги, то чаще всего россияне предпочитают кассы поставщика услуг, так ответило 32% респондентов, на втором месте по популярности личный кабинет или приложение банка (26%) и замыкает тройку лидеров почта, где платежи совершает порядка 16% респондентов. Далее с небольшим отставанием друг от друга следуют госуслуги (11%), терминал/ банкомат (9%) и личный кабинет УК и поставщика услуг (6%).
Татьяна Волчкова, Директор бизнес-линии ЖКХ, «Домиленд»: «Современные сервисы действительно могут решить часть проблем россиян, особенно в вопросах прозрачности и обоснования платежей, но тут вопрос готовности и бизнес-сообщества, и конечных пользователей к тотальной цифровизации. Пока что почти половина респондентов считают, что даже такое простое решение, как мобильное приложение для общения с УК и оплаты услуг ЖКХ - это сложно, лучше все делать лично. Однако, количество сторонников растет. 17% россиян согласны с тем, что это хорошее решение для оперативной связи с управляющей организацией, 11% уверены, что приложение ускорит решение бытовых проблем, 9% - позволит контролировать УК и тарифы и 4% предполагают, что это поможет сплотить соседей в решении бытовых вопросов. Помимо этого мы берем на себя и просветительскую миссию и с помощью различных каналов коммуникации рассказываем о цифровых преимуществах и нашим клиентам, и потребителям услуг. При этом по нашим данным при внедрении цифровых сервисов количество должников по коммунальным платежам сокращается в среднем на 30%».