Источники вдохновения – как девелоперы интегрируют культурное наследие в проекты новостроек
Топонимика, архитектура, локальная история – все это определяет фабулу пространства, которую адресуют застройщики будущим жителям своих домов. И главными персонажами этого повествования иногда становятся великие актеры, художники, архитекторы, музыканты прошлого. Они играют роль послов своих эпох, образа жизни, эстетики и ценностей, которые интегрируются в современный проект. Эксперты «Метриум» рассказывают, какие деятели искусств прошлого вдохновляют московских девелоперов.
Манн, Драйзер, Камю, Стайн, Рэнд
Застройщики часто обращаются к эстетическому опыту XX века – большая часть окружающей нас архитектурной среды была создана именно тогда. Поэтому современники лучше ощущают незримую связь с поколениями XX века, лучше представляют, что было в моде, какие тренды занимали умы людей в те годы. А больше других преуспели в рефлексии в XX веке западные писатели, ставшие частью течения модернизма.
Поэтому создатели комплекса премиум-класса Mod, исполненного в духе модернизма (отсюда и название – сокращение от слова modernism), назвали составляющие квартал небоскребы и клубные дома именами великих писателей-модернистов: Томаса Манна, Теодора Драйзера, Альбера Камю, Гертруды Стайн и Айн Рэнд.
Высокие башни (44–55 этажей) получили имена писателей-мужчин, олицетворяющих силу, целеустремлённость, надёжность. Клубные дома (9 этажей) со сложными яркими фасадами носят женские имена, подразумевая женскую красоту и постоянное движение.
В архитектуре корпуса «Манн» прямые линии, устремлённые ввысь, и твёрдый натуральный камень символизируют разум, к которому призывал писатель. В высотке «Драйзер» предусмотрены панорамные окна, из которых открываются виды на Москву – отсылка к роману писателя «Краски большого города». Корпус имени Камю блистает, напоминая о славе писателя, получившего Нобелевскую премию по литературе в 1957 году. Фасад корпуса «Стайн» выполнен из трех принципиально разных материалов – бронзы, алюминия и камня – таких же разных, как жизни героев трех параллельных историй романа писательницы «Три жизни». Золотой фасад корпуса «Рэнд» воплощает идею романов Айнд Рэнд, посвященных ярким и предприимчивым личностям.
«Через нейминг и позиционирование мы разговариваем с нашей аудиторией, – поясняет Евгения Старкова, директор по маркетингу MR Group. – Сейчас на рынок жилья приходит новое, молодое поколение, которое интегрировано в мировую культуру и в целом более космополитично, чем старшие поколения. Они любят чувствовать себя частью глобального контекста, их повседневная жизнь и среда вокруг должны отвечать этому запросу».
Похожим образом девелоперы интегрируют имена великих актеров в свои проекты.
Марлон, Мэрлин, Чарли, Грейс, Фрэнк, Ингрид, Хамфри, Кэрри, Вивьен
В последние годы в архитектуре набирает популярность ар-деко. Это было главное направление в искусстве в межвоенный период в Европе и США, повлиявшее в том числе и на советскую архитектуру 1930-1950-х, которую так часто «цитировали» архитекторы в современной Москве. Сейчас они развивают это направление, и обращаются к истокам «сталинской» архитектуры, к ар-деко Европы и США.
Реализуя проекты с отсылками к ар-деко, девелоперы неизбежно обращаются к культурному наследию и другим видам искусства того времени. Так, в жилом квартале «Павелецкая Сити» каждый из девяти жилых корпусов получил имя звезды золотой эпохи Голливуда. В башнях комплекса узнается силуэт небоскребов Нью-Йорка, который часто становился местом действия голливудских фильмов того времени. В их оформлении использован единый принцип сочетания глухих (натуральный камень или клинкерная плитка) и прозрачных поверхностей.
Встреча со звездами прошлого ожидает будущих жителей «Павелецкой Сити» в лобби, которые украшены фотографиями лучших фотосессий звезд Голливуда. В лобби корпуса «Чарли» дизайнеры интерьера предусмотрели настенные зеркальные панели, стилизованные под гримерные зеркала. Вестибюли в зданиях, получивших имена актрис Грейс Келли, Мэрилин Монро, Виьвен Ли и Ингрид Бергман, выполнены с использованием контрастных тонов, отсылающих к их ярким ролям в кино, тогда как «мужские» лобби Марлона Брандо, Фрэнка Синатры, Хамфри Богарда и Кэри Гранта сдержанные и минималистичные, как нуарные роли персонажей этих актеров. В каждом вестибюле на стене начертаны афоризмы за авторством великих актеров.
Лорка, Веласкес, Сервантес, Григ
Если девелопер работает не в сложившейся городской «ткани», а создает ее фактически с нуля, приходится формировать новую эстетику и атмосферу места, что, впрочем, позволяет обратиться к нарративу совсем других мест, эпох, стран и культур.
К примеру, часть проектов ГК «А101» в Новой Москве названы в честь стран и различных регионов – Испании, Скандинавии. Таким образом девелопер создает соответствующую стилистику и атмосферу новых районов.
Так, при разработке концепции жилого комплекса «Испанские кварталы» девелопер пригласил архитекторов из Испании. Их опыт и подход к организации пространств помог привнести в проект типичные черты Барселоны – квартальную застройку, просторный бульвар как основное общественное пространство, а также множество магазинов и кафе, расположенных на многочисленных пешеходных маршрутах.
Кроме того, отсылки даются в названии новых улиц и бульваров. В том же жилом комплексе «Испанские кварталы» улицы названы в честь великих деятелей испанской культуры – Федерико Лорки, Диего Веласкеса и Мигеля Сервантеса. В ЖК «Скандинавия» есть улица, названная именем норвежца Эдварда Грига. Концепция двора-парка в ЖК «Белые ночи» называется «Природа Карелии». Прогуливаясь по улочкам этого «нового» для Москвы света, можно наткнуться, к примеру, на статую Дон Кихота или драккар викингов.
Родченко, Врубель, Фомин, Щусев, Жолтовский
Создатели современных проектов новых зданий находятся в прямом диалоге с художниками и архитекторами прошлого, так как наследие последних визуально, и его легче использовать в наши дни. Иногда такое заимствование определяет полностью концепцию проекта.
Так, в Новой Москве создается жилой культурно-образовательный кластер Russian Design District. Главной темой проекта станет дизайн, как основа среды для жизни, равно как и стиль самой жизни. В частности, в кластере предусмотрена Школа дизайна и технологий DATA (Design And Technology Art School), где можно будет обучиться любому виду дизайна. А команда ландшафтных дизайнеров превратит главный бульвар кластера в масштабную инсталляцию работ советского художника-авангардиста Александра Родченко – трехмерные воплощения пяти его картин станут местом для отдыха и общения жителей.
Создателей жилого комплекса «Врубеля 4» натолкнуло на идею активной эксплуатации наследия символиста Михаила Врубеля названная в честь него улица, а также близость к знаменитому поселку художников будущего комплекса. Во дворе здания в стиле модерн можно будет полюбоваться мощеной центральной площадью по эскизу Врубеля, а в центральном лобби – камином, облицовка которого выполнена с отсылкой к знаменитому камину художника – ныне экспонату Третьяковской галереи.
В жилом комплексе «Театральный дом» авторы проекта сконцентрировались на воплощении идей модерна в архитектуре. Роскошные парадные, изящные эркеры, отказ от прямых линий и углов в пользу природных очертаний, балконы и лоджии. Каждый из корпусов получил имя деятелей эпохи модерна и авангарда: Щукина, Фомина, Жолтовского, Щусева.
Булычёв, Беляев, Брэдбери, Верн, Азимов
Высотки с их строгой и футуристичной архитектурой стали неизбежным участником творческого диалога современных архитекторов с писателями-фантастами. Так, в ЖК Discovery каждый корпус назван в честь великих фантастов.
Фронтальные здания жилого комплекса издалека напоминают раскрытые книги. Название комплекса переводится с английского как «открытие», «находка». Выразительная архитектура придаёт всему району фантастический вид, поэтому корпуса ЖК Discovery названы в честь писателей-фантастов — людей, смотрящих вперед, облекающих свои мечты в слова, и обладающих даром предвидения: Кир Булычёв, Александр Беляев, Рэй Брэдбери, Жюль Верн и Айзек Азимов.
Discovery представляет собой границу разных «миров», описанных фантастами – исторический центр, до которого можно добраться за считанные минуты, масштабные лесопарковые зоны, водохранилище. А инженерная «начинка» напоминает дома будущего из фантастических романов, к примеру, в здание можно зайти по отпечатку пальца, по Face ID или по кнопке в мобильном приложении для жителя.
«Жилая среда и дома перестали быть типовыми, – комментирует Надежда Коркка, управляющий партнер компании «Метриум». – Каждый покупатель квартиры в новостройке хочет, чтобы его дом был необычным, уникальным, имел собственное лицо. И поэтому застройщики стремятся формировать новые кварталы с собственной атмосферой, историей, нарративом. Житель новой среды теперь может сказать друзьям и знакомым, что он живет не на такой-то улице, а, к примеру, в башне “Манн” жилого комплекса Mod».