Инвестиции в строительство
Поиск путей привлечения инвесторов из Китая в Россию, создание для них благоприятного делового климата и обеспечение защиты вложений стали темами круглого стола «Поддержка российских застройщиков. Как привлечь иностранных инвесторов в новых условиях?», прошедшего на днях в Общественной палате РФ.
Импотрозамещение, о котором сейчас не говорит только ленивый, – процесс довольно неоднозначный. С одной стороны, было бы, наверное, неплохо полностью обходиться ресурсами внутри страны, с другой, вряд ли кто-то думает, что это возможно. Кто, например, может заменить западных инвесторов, которые сегодня спешно покидают Россию, увозя с собой свои капиталы? Очевидно, что собственных средств отечественных бизнесменов, чтобы удовлетворить аппетиты строителей, просто не хватит.
Между тем, российские объекты недвижимости всегда были привлекательны для иностранных инвесторов. Сегодня для того чтобы заполнить появившуюся дыру на рынке вложений, строители начали активно зазывать к себе предпринимателей из Индии, Турции, арабского мира и, конечно, Китая, который сейчас многими рассматривается, как союзник номер один.
Справедливости ради нужно отметить, что китайские инвесторы на российском строительном рынке присутствуют с 90-х годов прошлого века. Однако далеко не все проекты с участием капитала наших восточных соседей достигли успеха. По словам генерального директора компании Sinoruss Сураны Раднаевой, много китайских компаний пытались зайти на российский рынок в 2012-2014 годах, но тогда большинство из них не смогли конкурировать с европейскими инвесторами и производителями.
«Они продержались два года, и поняли, что уступают по качеству продукции, цене и логистике, – говорит эксперт. – Много китайских компаний столкнулись с мошенничеством. Тогда не было открытого ЕГРЮЛ, свободного доступа ко всей информации по налогам. Они попадались на глупостях, например, «в чёрную» ввозили свою продукцию, и в итоге теряли бизнес во время выездных проверок».
Сегодня, когда рынок, с одной стороны, освободился от европейских конкурентов, а с другой, стал более упорядоченным, для китайских партнеров снова стали открыты возможности для удачных вложений.
Куда вложиться?
В российском строительстве есть несколько сегментов, которым точно не помешают китайские капиталы. Во-первых, это готовая недвижимость. Данный рынок для китайских инвесторов – непаханое поле. Как заявила Сурана Раднаева, в китайском интернете нет ни одного объекта, который можно приобрести в Москве. Отдельные граждане публикуют фото хрущевок и дач, но обычно это объекты, которые ни один здравомыслящий человек не захочет приобретать.
Между тем спрос на зарубежную недвижимость в Китае есть. По результатам исследования 2021 года, больше всего ей интересуются женщины (57%) в возрасте от 40 до 50 лет. Они рассматривают приобретение объектов со средней стоимостью в 2 млн юаней (26 млн руб.).
«Китайская женщина 40-50 лет – это либо бизнесвуман, либо та, у кого есть дети, и она рассматривает Россию как место для их образования, – говорит Сурана Раднаева. – Для того чтобы привлечь таких инвесторов в Россию, мы разработали законопроект об облегчении получения вида на жительство. Если у человека будет объект недвижимости в России, он сможет получить соответствующий документ».
Однако китайцы не всегда они имеют возможность напрямую инвестировать в недвижимость, но при этом могут выполнять подрядные работы и даже привозить всю необходимую технику и материалы для выполнения этих работ. Для участия такого рода очень удобен институт комплексного развития территорий (КРТ), считает общественный представитель уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по нацпроектам в сфере градостроительной политики Елена Киселева.
«В некоторых федеральных округах около сотни строительных компаний находятся в состоянии банкротства по банальной причине – отсутствие инвестиций, к ним можно добавить десятки предприятий с нулевым балансом, - утверждает Елена Киселева. – На сегодняшний день в России 24 региона полностью остановили строительство, и без КРТ, без программы всероссийской реновации, выполнить там задачи по развитию жилищного строительства, поставленные Президентом РФ, невозможно».
В чем загвоздки?
По словам вице-президента Ассоциации содействия развитию деловых связей «Китайский деловой центр», президента Региональной общественной организации «Китайское общество Санкт-Петербурга» Чжигана Ченя, несмотря на то, что на территории России есть множество проектов, которые реализуются китайскими инвесторами, конструктивной работы с Поднебесной до последнего времени было не так много. Крупнейшие китайские девелоперы, строящие по всему миру, в Россию пока даже не заглядывали, потому что она до сих пор воспринимается, как страна с рискованными условиями бизнеса.
Кроме того, в РФ строительство идет гораздо медленнее, чем в Китае. До недавнего времени для того, чтобы только начать строительство, китайцам приходилось обращаться в десятки инстанций.
«Наша страна в последние 20 лет развила высокие темпы строительства. Когда у нас деньги проходят два инвестиционных цикла, в России даже один не заканчивается, – утверждает Чжиган Чень. – Для инвестора – это реальная проблема. Строительство объектов, которые в Китае возводятся за полтора года, здесь идет 5-6 лет».
Однако сейчас у нашего восточного соседа идет замедление темпов развития экономики, потому что во всех сферах появилось избыточное количество производительных сил, в том числе и в строительстве. Китайцы вынуждены выходить на зарубежные рынки. И в этом смысле Россия имеет для них большой потенциал.
«В последние два месяца мы чувствуем, что российская власть начала оперативно работать. Рост темпов – это хороший ветер, которым надо воспользоваться, чтобы быстро привлечь китайских инвесторов и построить несколько красивых, показательных объектов, – рассуждает г-н Чень. – Но для этого со стороны России нужна вертикальная поддержка и горизонтальное сопровождение».
Эксперт считает, что наша страна может пойти по пути Белоруси в части временного разрешения использовать на своей территории китайские строительные стандарты. Это бы значительно ускорило строительство и оборачиваемость инвестиций. Также на территории РФ при поддержке власти можно построить китайские строительные базы. «Тогда здесь можно было бы организовать стройку китайскими силами «от А до Я» и завезти все: от большой техники до мебели. На этом основании в Россию можно будет привлечь большое количество китайских производителей строительной техники и материалов», – уверен Чжиган Чень.
О необходимости защиты инвестиций со стороны государства говорит и инвестиционный директор по Евразийскому региону CRCC International Investment Group Линь Ян. Например, для китайских предприятий с государственным капиталом необходима определенная политика со стороны российского правительства, чтобы защитить права инвесторов, которые могут быть подвергнуты вторичным санкциям.
Возникают проблемы и с региональными властями. «Наша компания реализует на территории РФ несколько проектов и взаимодействует с местными властями в сфере дорожного строительства и мостостроения, - рассказал Линь Ян. - Мы подавали заявки властям Дальнего Востока, чтобы получить разрешение на проведение работ. Если в Китае в подобных случаях застройщик свободно общается с представителями власти, то в России такого общения выстроить не получилось».
Также г-н Ян жалуется на то, что строителям приходится нести большие расходы на стадии проектирования. «Мы вложили несколько десятков миллионов в подготовительный период, но даже после того, как получаем разрешение на строительство, не уверены, что наши права будут защищены», - говорит он.
Кто поможет?
Проблема защиты инвестиций волнует не только китайскую сторону. Елена Киселева заявила, что в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей обратились 78 российских застройщиков, у которых местные власти отозвали разрешение на строительство при степени готовности объектов 70-90%.
«В одном регионе мы насчитали 68 тысяч обманутых дольщиков, которые возникли не по причине непорядочности застройщиков, а из-за отозванных разрешений на строительство, – говорит она. – Инструментом защиты инвесторов может стать соглашение о защите и попечительстве капиталовложений (СЗПК)».
По словам эксперта, сегодня представители власти разработали новый проект защиты инвестиций – «Инвестстандарт», одним из инструментов которого как раз станет СЗПК. Сегодня уже 12 регионов приступили к работе на этой площадке.
Как защитить инвестиции на базе института КРТ, рассказала старший управляющий директор блока инвестиционной деятельности АО «ВЭБ Инфраструктура» Елена Степанова. По ее словам КРТ может служить основой вложений, так как этот институт дает возможность привлечь господдержку в строительные проекты, сокращает сроки разного рода согласований (решение о КРТ принимается за 45 дней) и обеспечивает стабильность отношений инвестора и государственного партнёра.
Кроме того к КРТ легко присоединить дополнительные финансовые инструменты и меры поддержки. К ним относятся и инфраструктурные облигации ДОМ.РФ, и СЗПК, и фабрика проектного финансирования «ВЭБ-проект», которая позволяет хеджировать риски, связанные с волатильностью инфляции.
«Это гарантированный бизнес для китайского застройщика на период в 10-15 лет. Государство готово хеджировать волатильность ключевой ставки на такой срок, – утверждает Елена Степанова. - С нашими коллегами из ДОМ.РФ мы прорабатываем структуру и организационно-правовую схему подготовки данных проектов. Это довольно сложная юридическая обвязка, которая требует значительных усилий по подготовке, но она уже обкатана в нескольких регионах».
По статистике на территории России сегодня работает 4 тыс. китайских компаний и от того, насколько комфортно им будет работать в нашей стране, зависит, придут ли к нам сотни тысяч таких фирм.
«Сегодня тема взаимодействия инвестиций очень актуальна. Европейские игроки ушли, либо занимают выжидательную позицию, многие ниши освободились, - резюмировала Елена Киселева. - Стратегически необходимо работать с китайскими партнёрами быстро, пока эти ниши не заняты, а реальный сектор экономики недофинансирован. У нас нет времени на раскачку».