Мода на авангардистов в названиях московских улиц
05.04.2022
Многие современные архитекторы не скрывают пристрастия к творчеству авангардистов начала 20-го века и часто «цитируют» кумиров в собственных проектах. Кроме того, мода на эту эпоху отразилась на топонимике – появляются улицы, бульвары и отдельные комплексы имени Владимира Татлина, Варвары Степановой, Эль Лисицкого и других художников. Эксперты «Метриум» насчитали в столице и области 19 новых топонимов в честь знаменитых реформаторов искусства, а также проанализировали, как проявляется увлечение искусством авангарда в современных архитектурных проектах, концепциях реставрации и благоустройства.
Новый язык искусства: от оваций до гонений
Авангард и один из его проявлений – конструктивизм – считаются направлениями в искусстве, возникшими в своё время как реакция на катаклизмы и социальные преобразования начала 20 века. Абстрактные, порой непонятные и вызывающие работы Казимира Малевича, Владимира Татлина, Эль Лисицкого, Василия Кандинского, Александра Родченко, Варвары Степановой стали в будущем основой визуальной культуры. Часто приверженцы нового стиля выходили за рамки полотна, являясь одновременно и архитекторами, и скульпторами, и инженерами, и дизайнерами, и модельерами. После революции 1917 года авангард утвердился у нас в качестве доминирующего направления в искусстве. Однако в 30-е годы в архитектуру вернулся тренд на неоклассицизм (под лозунгом «дворцы для народа»), в изобразительном искусстве надолго обосновался соцреализм. Авангард был объявлен вредным, формальным искусством и надолго забыт.
Несмотря на то, что многие изобретённые тогда приёмы, например, в дизайне, фотографии или проектировании распространились, и их продолжали повсеместно использовать, интерес к личностям художников и наследию авангарда был надолго потерян. Ещё 15-20 лет назад горожане больше любили, скажем, период неоклассики, так называемый сталинский ампир 30-50 годов, или изысканный дореволюционный московский модерн, в то время как Татлин с Лисицким были объектом пристального внимания лишь искусствоведов и студентов архитектурных ВУЗов, причём по всему миру.
Мировое признание
Возможно, одной из причин того, что к эпохе авангарда присмотрелись на родине, стали многократные признания в любви русским художникам-новаторам со стороны иностранных знаменитостей.
Заха Хадид – звезда современной архитектуры – не раз говорила, что вдохновлялась творчеством Казимира Малевича. Её дипломный проект, к слову, так и назывался – «Тектоник Малевича».
Рем Колхас на своих лекциях в Москве рассказывал, что знакомство с русскими конструктивистами, в частности с проектами Моисея Гинзбурга и Ивана Леонидова, повлияло на его выбор профессии архитектора.
От дома-коммуны к современному ЖК
Большую роль в популяризации конструктивизма сыграли удачные проекты реставраций некоторых знаковых объектов. Например, Дом Наркомфина на Новинском бульваре (так называемый, дом «переходного типа» к дому-коммуне), возведённый в 1928 года по проекту Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса, открылся в 2020 году после масштабных восстановительных работ, которые вело бюро «Гинзбург Архитектс». Сегодня этот дом уже заселён. Конечно, покупателями квартир в нём становились те, кто ценит историческую и культурную составляющую проекта.
Фабрика-кухня на Новокузнецкой улице – ещё один образец удачной реставрации. Комплекс работ выполнен в 2014 году командой Kleinewelt Architekten, сегодня известной по проектам небоскрёбов (например, MOD и Symphony 34).
Недавно анонсировано ещё несколько проектов по приведению в порядок старых построек эпохи конструктивизма. В этом, несомненно, есть огромная необходимость, так как здания близки к своему 100-летнему юбилею. Так, скоро получит новую жизнь Дом Константина Мельникова в Кривоарбатском переулке. Оригинальное здание цилиндрической формы, которое знаменитый архитектор построил для себя в 1927-1929 годах, планируют реставрировать к 2024 году.
Влюблённые встречаются на Шагала
Одним из признаков возросшего интереса к эпохе авангарда стало появление улиц, бульваров, жилых комплексов, носящих имена звёзд этой эпохи. Это новое явление, так как художники, в отличие от писателей и учёных, раньше редко удостаивались такой формы признания.
Целых 13 улиц на территории жилого комплекса «Зиларт» в 2016 году получили названия в честь художников и архитекторов: улица Кандинского, набережная Шагала, улица Родченко, улица Лисицкого, улица Лентулова, улица Татлина, улица Степановой, улица Юдина, улица Щусева, улица Мельникова, улица Гинзбурга, улица Голосова, улица Леонидова, бульвар Братьев Весниных. Обращение к истории данной эпохи неслучайно в этой локации, учитывая, что здесь расположен один из памятников конструктивизма – Дворец культуры «ЗИЛ», построенный по проекту братьев Весниных в 1930-1937 годах, который был модернизирован чуть больше 10 лет назад. Примечательно, что улицы Александра Родченко и его супруги Варвары Степановой расположены рядом, параллельно друг другу.
Недалеко от одноимённой набережной возводится жилой комплекс Shagal от ГК «Эталон». Строительство 1 очереди планируется завершить к 2023 году.
В 2020 году открылся парк Малевича в Одинцово по проекту бюро Basis. В архитектуре парка использованы геометрические формы: квадрат, круг, треугольник. Ключевой арт-объект – это символичный памятник художнику с элементами оптических иллюзий по мотивам «Черного квадрата». Автор работы – скульптор Григорий Орехов. Недавно здесь экспонировалась ещё одна нашумевшая инсталляция от этого мастера лэнд-арта – красная дорожка к парку Малевича длиной 250 метров. Название парка и обращение к творчеству знаменитого супрематиста не случайно – Малевич бывал в этих местах в 1917 году.
Комплекс Tatlin Apartments на Бакунинской улице в Басманном районе Москвы включает в себя фрагмент здания телефонной станции, построенной в 1927-1928 годах в стиле конструктивизм по проекту В. Патека. Реставрацией исторической части здания и надстройкой нового объёма занималось бюро Al Studio. Дом достроен в прошлом году.
В честь знаменитого авангардиста Александра Родченко будет названа осевая магистраль в культурно-образовательном кластере Russian Design District от Группы «Родина» в Новой Москве. Бульвар Родченко пройдёт вдоль жилого района и станет галереей под открытым небом. Игровые и спортивные площадки, павильоны и арт-объекты превратятся в композиции по мотивам абстракций художника. Изучать наследие авангардистов, а также пробовать свои силы в творчестве жители Russian Design District смогут в школе DATA (Design and Technology Art School).
«Имена таких художников, как Казимир Малевич, Владимир Татлин, Александр Родченко ассоциируются с чем-то смелым, радикально новым, амбициозным, – комментирует Владимир Щекин, основатель и совладелец Группы «Родина». – Как раз таким мы видим наш проект – кластер Russian Design District, поэтому позволили себе «процитировать» картины Александра Родченко в оформлении главного общественного пространства нашего района и назвали центральный бульвар в его честь».
Много отсылок к авангарду можно встретить в Екатеринбурге. Не зря в последнее время появился слоган «Екатеринбург – столица конструктивизма». В городе большое наследие зданий этого периода. С 2011 года издательство об архитектуре Tatlin, которое находится здесь, в столице Урала, ведёт серию публикаций о памятниках, созданных в эту эпоху.
Сбудутся ли фантазии авангардистов?
Авангардисты разработали своего рода алфавит, которым пользуются современные архитекторы и дизайнеры, соединяя элементы предложенной универсальной знаковой системы в разных вариациях. Язык конструктивизма читается и в старых пятиэтажках-хрущёвках, и в модных небоскрёбах. Умы студентов и профессионалов давно будоражит нереализованное наследие конструктивистов – так называемые проекты-утопии: «Летающие дома» Георгия Крутикова, «Сатурнарий» Виктора Калмыкова, «Летающий дом» Иозефовича. Некоторые идеи, которые казались раньше нереальными, уже нашли воплощение за рубежом. В нашей стране также есть попытки реализации, конечно, не в оригинальной форме, а в переработанной. Например, жилой комплекс «Бадаевский» на Кутузовском проспекте является по сути осмыслением идеи «горизонтальных небоскрёбов» Эль Лисицкого.
«Наследие авангардистов признано и используется во всём мире, – резюмирует Надежда Коркка, управляющий партнер компании «Метриум». – Сегодня мы наблюдаем всплеск интереса к революционному искусству начала 20 века и в России. Конечно, этому способствуют культурные события, посвящённые периоду авангарда. Например, выставка в честь 100-летия школы ВХУТЕМАС в Музее Москвы, которая прошла в минувшем году. Если говорить об архитектуре современных зданий, то мы видим характерные черты конструктивизма – монументальность, геометричность и простоту форм, функциональность – во многих возводимых в наши дни объектах. Радуют примеры качественной реставрации проектов той эпохи. Например, знаменитый Дом Наркомфина преобразился и стал снова жилым. Все 46 квартир в нём проданы».