Новые правила расчета коммунальных платежей
По сведениям СМИ, большинство граждан уже давно воспринимают введение новых правил расчета коммунальных платежей, как очередное повышение комуслуг. Однако, "Российская газета" пишет, что в первую очередь регламент направлен на ужесточение контроля за теми, кто ответственен за обеспечение светом, водой и теплом наших домов. Вместе с тем повышается ответственность за потребление услуг ЖКХ. Теперь долгосрочных должников не будет, свет и воду начнут отключать уже через 3 месяца неуплаты. А хозяева смогут сами рассчитывать свою квартплату.
В постановлении правительства России от 6 мая 2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» можно вычитать одно из нововведений «Ошибка вводить коллективную ответственность в личных расходах граждан, нечто вроде колхоза, когда за собранный урожай расплачивались по факту засчитанных трудодней».
Согласно новым правилам, теперь вместо одной платежки будет несколько, отдельно будет рассчитываться плата за индивидуальное потребление, и отдельно - на общедомовые нужды. Регионы должны будут пересмотреть все действующие нормативы, отделив индивидуальные от общих. Хотя власти на подготовку выделили 5 месяцев, никто не знает точно, когда все будет готово (с нашей - то бюрократией). 3 месяца из 5 отводится на согласование и обнародование новых правил (Минрегион РФ, Минэкономразвития и ФСТ). В последние 2 месяца регионы должны их утвердить, каждый для своей территории. И только потом новые правила вступят в силу.
Как отметила "Российская газета", - «При этом сохраняется прежний принцип: если установлен счетчик - платим по нему (теперь - и индивидуальному, и общедомовому). Если же счетчика нет - расчеты делаются по нормативам». Плата на общедомовые нужды рассчитывается на всех потребителей дома, и не важно, есть у кого индивидуальный счетчик или нет. Зависеть плата будет от площади жилья, и в платежке данное положение будет прописываться отдельно.
При обсуждении темы «ЖКХ: что ждет россиян при переходе на 100% - ную оплату», эксперты высказались, что при всей своей прозрачности, не все так гладко в нововведении.
Геннадий Теребков (директор логистической компании «СтройУправДом») высказался, - «Грубо говоря, если недобросовестный плательщик, которыми у нас можно считать каждого третьего, если судить по размеру долгов россиян за ЖКХ, не заплатит за потребленную им воду или тепло, то все остальные жильцы того же дома будут платить за него. Плату за общедомовые нужды за этот месяц нужно будет пересчитывать всем потребителям каждый раз, как будет обнаружен «дефицит» предоставленных под отчет сведений. Это, конечно, ошибка, на мой взгляд, вводить коллективную ответственность в личных расходах граждан, нечто вроде колхозного строя, когда за собранный коллективом урожай расплачивались по факту засчитанных трудодней».
Кроме того, экспертам не по нраву и сам принцип учета расходов на общедомовые нужды. В прошлом году специалисты предлагали исключить этот вид расхода из комуслуг и включить его в статью «содержание дома и текущий ремонт». Тогда те же управляющие компании, обеспечивая себе высокие доходы, имели бы стимул делать все для их снижения.
«По новым правилам управляющие компании не будут экономить ради сокращения наших с вами расходов, наоборот, будут стремиться повысить их. В новых правилах нет четкого механизма контроля за этими структурами. В принципе, мы можем получить те же «ЖЭКи» в новых формах, с тем же набором услуг и таким же качеством, но по более высокой цене», - говорит Ольга Воробьева (гендиректор «РесурсЭкспо»).
Еще имеется немаловажный момент, касающихся недобросовестных плательщиков. Как только долг по какой - нибудь услуге превысит сумму 3 месячных платежей (рассчитанных из норматива потребления), должнику отправляют письменное предупреждение. В случае, если долг не погасят в течение месяца, то неплательщику отключают свет и воду. При этом существует один момент, месячный платеж на семью из 3 человек равен 3 "нормативным суммам", то есть, если семья не заплатила за месяц, то с этой услугой она расстанется через 30 дней, при непогашении долга. До нововведений размер такой задолженности был в 2 раза больше, плохо контролировался, а случаи отключения услуг были единичны даже для Москвы.
Если данные приборов учета не были своевременно предоставлены или выходили из строя, то комуслуги рассчитывают в течение 3 месяцев по объемам среднемесячного потребления за прошлый период, а по истечении трехмесячного срока - по нормативу потребления коммунальных услуг.
Что в новых правилах радует, так это запрет коммунальщикам корректировать плату за отопление в конце года. То есть исключается так называемая "13 - я платежка". До настоящего момента коммунальщики могли «производить один раз в год корректировку размера платы за отопление в зависимости от того, насколько холодным или теплым был год». Такие корректировочные квитанции приходили практически всем хозяевам, при этом, в зависимости от формы управления домом, конечная сумма могла доходить до суммарной годовой, как было обнаружено недавно в процессе прокурорской проверки в Москве.
При введении новых правил изменились и принципы оплаты комуслуг при длительном отсутствии жильцов в квартире. Причем длительным считается отсутствие жильцов в течение 5 дней. За время отсутствия на воде можно будет сэкономить, а вот за отопление придется платить по любому, также, как и за общедомовые услуги. Документы, которые потвердили бы ваше отсутствие за эти 5 дней, собирать придется долго и мучительно (от потверждения соседей до данных участкового). Интересно, теперь сообщать об отъезде нужно будет всегда? А может просто дать объявление для тех, кто жаждет проникнуть в ваше жилье?
Андрей Герасимов (директор аналитического центра стройкомпании Москвы) прокомментировал агентству Взгляд - недвижимость, - «Новые правила и хороши, и плохи, впрочем, как всегда при переходе на новую методику расчетов. Слабость документа в том, что права жильцов теперь будут обременены некоей коллективной ответственностью. К тому же, далеко не каждый сможет сразу научиться снимать показания, заполнять квитанции и так далее. То есть не исключается, что из - за этого многие будут отключаться от той же воды или тепла, допустим. Плохо совсем то, что не вводится механизм контроля за работой тех же управляющих компаний, нет никакой формы отчетности перед жильцами».
Взгляд недвижимость