Итоги 2014 года на рынке торговой недвижимости Москвы
Общие тенденции.
В Москве за 2014 г. открылось 19 торговых центров, общая арендуемая площадь которых составила 715 тыс. кв. м. Это больше аналогичного показателя 2013 г. а 1,2 раза. 5,1 млн. кв. м. GLA – таков общий объём площадей, представленных в качественных торговых объектах, на конец 2014 г.
Показатель обеспеченности жителей торговыми площадями высокого качества на конец 4 квартала 2014 г. – 419 кв. м. GLA на 1000 жителей.
Предложение торговых площадей превышает спрос по темпам роста, при этом объёмы ввода торговых площадей очень существенны. На это влияет и негативная геополитическая и макроэкономическая обстановка. В целом по Москве вакантные площади в торговых центрах составляют 7%.
Некоторым торговым сетям пришлось объявить об уходе с российского рынка, при этом в 2014 г. на рынок Москвы вышло приблизительно 40 новых международных брендов. Большая часть для флагманских магазинов арендует помещения в торговых центрах. Помещения стрит-ритейл имеют большой спрос у операторов общепита, а также у брендов из верхних ценовых сегментов.
Арендная ставка за год снизилась в среднем на 10-12%. При текущих колебаниях валют значительная доля собственников торговых центров пересматривает договоры, либо фиксируя курс доллара, либо переходя на практику заключения арендных договоров в рублях.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ |
ЗНАЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ |
Общий объем качественных площадей, кв. м GLA |
5 080 120 |
Введено в эксплуатацию в 2014 г., кв. м GLA |
715 475 |
Уровень вакантных площадей |
7% |
Ожидаемый ввод в 2015 г., кв. м GLA |
1 050 000 |
Обеспеченность качественными торговыми площадями, кв. м на 1000 жителей |
419 |
В 4 квартале 2014 г. открылись 4 торговых центра, общая арендуемая площадь которых составила 298,9 тыс. кв. м. Один из них – ТРЦ «Аквапарк» - с 231 тыс. кв. м. GLA – стал самым большим в Европе. Остальные отличаются более скромными размерами: торговый центр в МФК «Ханой-Москва» с 31 тыс. кв. м. GLA, ТРЦ «Драйв» с 26 тыс. кв. м. GLA и ТРЦ «ОранжПарк» с 10,8 тыс. кв. м. GLA.
ТРЦ «Авиапарк» вдвое увеличил обеспеченность жителей САО торговыми площадями.
НАЗВАНИЕ |
АДРЕС |
ДЕВЕЛОПЕР |
GLA, КВ. М |
ТИП |
ОТКРЫТЫЕ | ||||
«Авиапарк» |
Авиаконструктора Микояна ул., 10 |
AMMA Development |
231 000 |
ТРЦ |
Vegas Крокус Сити |
МКАД, 66-й км |
Crocus Group |
105 000 |
ТРЦ |
«Мозаика» |
7-я Кожуховская ул., 3а, 5 |
«ОСТ-Групп» |
68 000 |
ТРЦ |
«Весна!» |
МКАД 84-й км/Алтуфьевское ш. |
Alto Assets |
56 000 |
ТРЦ |
СТРОЯЩИЕСЯ | ||||
Columbus |
Варшавское ш., 140 |
ООО «МИРС» |
140 000 |
ТРЦ |
Zelenopark |
Ленинградское ш., 17-й км |
DG19 |
110 000 |
ТРЦ |
«Ривьера» |
Автозаводская ул., вл. 16-18 |
Praktika Development/ |
100 000 |
ТРЦ |
MARi |
Поречная ул., 10 |
Praktika Development/ФСК «Лидер» |
70 000 |
ТРЦ |
«Кунцево Плаза» |
Ярцевская ул., 19 |
«ЭНКА ТЦ» |
64 000 |
МФК |
Большое количество ритейлеров в 2014 г. было вынуждено пересмотреть планы по развитию из-за неопределённости, возникшей в геополитической и макроэкономической ситуации, а также с ограничением импорта. С российского рынка приняли решение уйти OVS, Seppala, River Island, Esprit, New Look, Gerry Weber. Однако не у всех перечисленных брендов уход с российского рынка связан непосредственно с негативной обстановкой в макроэкономике.
В то же самое время довольно много ритейлеров осуществляет свои планы по развитию и расширению на российском рынке. В области продуктового ритейла активно развивается, например немецкая сеть Metro Cash&Carry, открывшая в минувшем году 2 новых гипермаркета. Французский «Ашан» начал развитие нового формата «у дома» - сеть «Каждый День». Российская сеть «Лента» купила в регионах гипермаркеты, относящиеся к сети «Бимарт», и будет переформатировать их в 2015 г. Российская торговая сеть «Азбука Вкуса» начинает развитие нового формата – магазина-рынка «АВ Маркет». Два магазина в этом формате уже работают в Одинцово и Ступино, в ближайшие 5 лет планируется открыть ещё 35 точек данного формата.
Международные бренды, появляющиеся на московском рынке впервые, предпочитают выбирать для своих флагманских магазинов торговые центры. Особенно популярным в 2014 г. был ТРЦ «Афимолл Сити», где разместили свои магазины сразу 5 ритейлеров. Некоторые бренды обращают внимание на ТЦ, открывшиеся недавно, например, на ТРЦ «Гудзон» или ТРЦ «Москворечье».
В общем и целом, в ближайшее время активность международных брендов снизится из-за прогнозируемого отсутствия увеличения реальных денежных доходов населения и снижением покупательской способности. В торговых центрах будет идти ротация арендаторов, которые будут перемещаться из одних объектов в другие, ища лучшие коммерческие условия.
Бренд |
Профиль |
Адрес |
A Lange &Sohne |
аксессуары |
Столешников пер., д.5 |
Armani Jeans |
одежда |
ТРЦ «Vegas», ТРЦ «Vegas Крокус Сити» |
Charley Philly Steaks |
кафе и рестораны |
ТРЦ «Весна!» |
Churchill’s |
кафе и рестораны |
Ленинградский просп., 66 |
Conguitos |
детская обувь |
ТРЦ «Афимолл сити» |
Crate&Barrel |
товары для дома |
ТРЦ «Афимолл сити» |
Deichmann |
обувь |
ТРЦ «Гудзон» |
Dippin Dots |
кафе и рестораны |
ТЦ «Вива» |
Dockers |
одежда |
ТРЦ «Метрополис» |
Forever 21 |
одежда и обувь |
ТРЦ «Афимолл Сити» |
GreatAmerican Cookies |
кафе и рестораны |
ТРЦ «Vegas» |
Hammersmith |
одежда и обувь |
ТРЦ «Москворечье» |
Harmont&Blaine |
одежда |
Кузнецкий мост, д.7 |
Hooters |
кафе и рестораны |
Б.Златоустинский пер., д.9 |
Isaia |
мужская одежда |
«Петровский Пассаж» |
Lefties (Inditex) |
одежда |
ТРЦ «Мега Теплый стан», ТРЦ «Мега Белая дача», ТРК «Вегас Крокус Сити». |
Magnolia Bakery |
кафе и рестораны |
Кузнецкий мост, 18/7 |
Maje |
одежда |
ТРЦ «Времена года» |
Max Brenner |
кафе и рестораны |
МФК «Легенда Цветного» |
Mio |
обувь |
ТРЦ «Капитолий Марьина Роща» |
Models Own |
косметика |
ТРЦ «Мега Химки» |
Moncler |
одежда |
Столешников пер., 9 |
Monki |
одежда и обувь |
ТРЦ «Гудзон» |
Norma J Baker |
обувь |
ТРЦ «Афимолл Сити» |
Penti |
одежда |
ТРЦ «Мега Химки» |
Petit Bateau |
детские товары |
ТРЦ «Метрополис»; интернет-магазин |
Pizza Hut |
кафе и рестораны |
Ленинградский просп., 80 |
Prenatal Milano |
детские товары |
ТРЦ «РИО на Дмитровском» |
Sandro |
одежда |
ТРЦ «Времена года» |
Santoni |
обувь |
Петровка ул. |
Schlotzsky`s |
кафе и рестораны |
Камергерский пер., 5 |
Sinsay |
одежда |
ТРЦ «Филион», ТРК «Весна!» |
Shoiberg |
обувь |
ТРЦ «Афимолл сити» |
Suitsupply |
одежда |
Берсеневская наб., д.8, стр.1 |
Tartine et Chocolat |
детская одежда |
Ленинский пр., д.24 |
Twin-Set |
одежда |
ТРЦ «Атриум», ТРЦ «Европейский», ТРЦ «Метрополис» |
UNOde50 |
ювелирные украшения |
ТРЦ «Метрополис» |
В 4 квартале 2014 г. многие из собственников итоговых центров начали брать арендную плату по фиксированному валютному курсу. Так, Immofinanz Group дала своим арендаторам подобную возможность на 3 месяца – курс для них был зафиксирован на уровне 40 руб. за доллар в трёх ТРЦ: «Золотой Вавилон», «Пятая Авеню», «Гудзон». ЗАО «Киевская Площадь», владеющая ТРЦ «Европейский», зафиксировала курс на уровне 38-42 руб. за доллар.
Многие собственники при заключении новых договоров дают арендаторам дисконт, который в некоторых случаях доходит до 15-20%.
ПРОФИЛЬ АРЕНДАТОРА |
ПЛОЩАДЬ, КВ. М |
СТАВКА АРЕНДЫ*, $ ЗА КВ. М В ГОД |
Продуктовый гипермаркет |
2 000 - 5 000 |
200 - 350 |
более 5 000 |
100 - 250 | |
Гипермаркет DIY |
5 000 - 7 000 |
200 - 350 |
Спортивные товары |
1 500 - 5 000 |
170 - 350 |
Детские товары |
700 - 1 500 |
250 - 500 |
Одежда, обувь |
100 - 250 |
800 - 3 000 |
Аксессуары |
менее 100 |
2 000 - 4 000 |
В 2014 г. можно было наблюдать сильную ротацию арендаторов на главных торговых улицах столицы. К концу года возросло количество вакантных помещений, особенно на Тверской улице – ряд собственников там не готов понижать ставки. Часть арендаторов просто закрывала свой бизнес, а другие в свою очередь искали варианты для открытия или развития бизнеса в иных условиях, по более низким арендным ставкам.
Среди международных брендов, которые вышли на московский рынок в 2014 г. и решили открыть торговые точки в формате стрит-ритейл, большая часть предпочла премиальные улицы: Камергерский и Столешников переулок, ул. Кузнецкий Мост и Петровка.
Основной тренд и ключевое событие 2014 г. – создание пешеходных зон, где активно развивается стрит-ритейл. В основном, это сети общественного питания.
Еще одним ключевым событием стало повышение налога на имущество физлиц, в том числе владеющих торговыми помещениями, который рассчитывается исходя из кадастровой стоимости (для коммерческой недвижимости ставка не должна превышать 2%). Для многих это будет означать необходимость повышения ставки аренды, что в текущей ситуации практически невозможно. Некоторые собственники оспаривают кадастровую стоимость добиваясь ее пересмотра в сторону уменьшения.
Ещё одно ключевое событие – повышение налога на имущество физических лиц, в том числе владельцев торговых помещений, расчёт которого происходит на основе кадастровой стоимости. Ставка для коммерческой недвижимости по этому расчёту не должна превышать 2%. Для многих это будет значит необходимость повышения арендных ставок, что сейчас почти невозможно. Ряд собственников оспаривает кадастровую стоимость, требуя её пересмотра и уменьшения.
ТОРГОВЫЙ КОРИДОР |
МИНИМАЛЬНАЯ СТАВКА АРЕНДЫ |
МАКСИМАЛЬНАЯ СТАВКА АРЕНДЫ |
Петровка ул. |
3 500 |
5 000 |
Кузнецкий Мост ул. |
3 200 |
5 000 |
Тверская ул. |
2 200 |
3 500 |
Пятницкая ул. |
2 300 |
3 500 |
Кутузовский просп. |
1 300 |
3 500 |
Новый Арбат ул. |
1 500 |
3 300 |
Покровка ул. |
1 500 |
2 500 |
Садовое Кольцо |
1 200 |
1 700 |