В ПроГороде рассказали о будущем коммерческой недвижимости на первых этажах внутри ЖК
В комплексных проектах освоения территории в периметре следующих пяти лет коммерческая инфраструктура будет выстраиваться по принципу организации торгового центра. Об этом рассказал заместитель генерального директора ООО «ПроГород» (Группа ВЭБ.РФ) Алексей Ионов, выступая на основной сессии Федерального Девелоперского форума. Такой подход обеспечивает баланс интересов жителей, ритейлеров и инвесторов, позволяя закрыть все потребности жителей в шаговой доступности и реализовать концепцию 15-минутного города.
Как отметил Алексей Ионов за последние 10 лет фокус покупателей жилья сместился. Если в 2000-х годах интерес покупателей был сфокусирован на квартире, как предмете сделки, то сегодня на первый план выходит жилой комплекс и даже микрорайон.«Жилые проекты будущих 5-10 лет – не будут ограничиваться периметром дома. Люди будут жить не в квартирах, а в жилых комплексах, в которых для них будут доступны все функции: образование и досуг, доставка еды, клининг, шэринговые сервисы – вся коммерческая инфраструктура. Между тем девелоперы пока проявляют ситуативный подход к формированию тенант-микса на первых этажах, запуская в помещения максимально маржинальные бизнесы: магазины продуктов или салоны красоты. Такой подход приводит к тому, что в одной локации могут разместиться несколько продуктовых, но, например, ни одной химчистки», - отметил он.
Здесь на помощь застройщикам жилья может прийти опыт коммерческой недвижимости, в частности, процесс отбора и размещения арендаторов для максимальной их синергии. Такой подход компания «ПроГород» в контуре корпорации ВЭБ.РФ апробировала на своем жилом комплексе Микрогород «В лесу» в Подмосковье. Коммерческие помещения на первых этажах жилых корпусов рассматривались не как отдельные лоты, а как развертка торгового центра в горизонтальной плоскости.
«Еще на этапе проектирования участка и посадки домов, мы проанализировали трафик, пешеходные и автомобильные потоки, точки притяжения людей на этой территории. Параллельно определили ассортимент товаров и услуг, необходимых людям в этой локации и подобрали пул арендаторов, способных закрыть потребности жителей. Самое главное – мы спроектировали помещения с учетом идеального тенант-микса для будущих жителей и сформировали этот тенант-микс сами: осуществили выбор арендаторов, заключили долгосрочные договоры аренды. В итоге мы продаем инвесторам не стены, а оборудованные помещения, в которых уже есть работающий бизнес», - добавил спикер.
Он добавил, что внедрение этой концепции в жилой девелопмент позволяет реализовать концепцию 15-минутного города и удовлетворить потребности всех участников: жителей, арендаторов, инвесторов и застройщика. Такой подход выгоден бизнесу, так как нивелирует конкуренцию между синонимичными по функционалу проектами. Выгоден инвесторам, которые получают помещения с функционирующем в них бизнесом на основе долгосрочных контрактов и могут не терять деньги на ремонт и за простой помещения на период поиска арендатора. Выгоден жителям, которые получают широкий спектр инфраструктуры в шаговой доступности возле дома.