Третий пересадочный контур - второе кольцо московского метрополитена
Столичное метро состоит из радиусов, пересекающих Кольцевую линию. На сегодняшний день, в связи с увеличившимся пассажиропотоком, все линии метро перегружены. Власти намерены решить данную проблему путем создания второго кольца метрополитена – третий пересадочный контур (ТПК).
Основной целью строительства ТПК является более равномерное перераспределение пассажиропотока и разгрузка действующих линий.
ТПК – это рабочее название кольцевой линии метро, которая в перспективе должна будет объединить существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии до 10 км. и ближе от действующей Кольцевой линии.
Изначально идея развития проекта ТПК заключалась в создании скоростных хордовых линий для связи отдалённых районов в 1985 году. В общей сложности планировалось построить 4 хорды, участки между пересечениями которых и стали бы третьим пересадочным контуром.
К данной идее возвратились в 2005 году, в момент завершения пересадочного узла 3 станций метро «Деловой центр». При этом, создание первой хордовой линии – Солнцевской – затягивалось и было решено построить ТПК в качестве отдельной линии. В качестве пускового участка выступал отрезок пути от «Делового центра» до «Динамо». Первоначальный проект пускового участка основывался на 2-м варианте ТЭО продления Калининской линии от «Делового центра» до «Народного Ополчения» и далее в Строгино. После принятия решения об объединении Калининского и Солнцевского радиусов в Калининско-Солнцевскую линию, два проектных радиуса были освобождены – в сторону станций «Беговая» и «Народное Ополчение». Было решено строить участок второго радиуса - «Деловой центр» - «Шелепихинский мост» - «Магистральная» - «Мнёвники». В соответствии с проектом, предполагалось строительство 9 новых станций: «Шмитовская», «Шелепихинская», «Олимпийская», «Краснопресненский проспект», «Полежаевская», «Ходынское поле-I», «Ходынское поле-II», «Ленинградский проспект», «Динамо», протяженность которой достигала 9,7 км. Все оставалось только в планах, однако, после интенсификации проектирования столичного метро с 2010 года проект вновь стал обсуждаться. Протяженность участка была сокращена до 9,1 км., а число станций – до 6. При этом, к 1 очереди добавили новый участок «Петровский парк».
Однако, перспектива развития ТПК оставалась неясной – если с северным полукольцом все было более-менее понятно, то конкретного проекта южного полукольца не было. В конце 2011 года появилась идея их объединения. В постановлении правительства от 4 мая 2012 года схема ТПК выглядела следующим образом: «Хорошевская» линия – «Народное Ополчение» - трасса Большой кольцевой линии через Нижние Мнёвники к «Кунцевской» - «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Калужская», «Каховская», далее от «Каширской» через «Нагатинский затон», «Печатники», «Текстильщики», «Нижегородскую улицу» замкнуться на «Авиамоторной». Согласно постановлению, полная реализация данного проекта планировалась к 2018 году.
Однако, весной прошлого года было внесено еще одно изменение – отрезок от «Рижской» до «Авиамоторной» предполагается провести через «Сокольники» и «Электрозаводскую», в то время как ранее предполагалось ее провести через «Красносельскую» и «Бауманскую». Изменение обусловлено упрощением строительства и тем, что линия отодвигается дальше от Кольцевой. После перетрассировки на всём кольце ТПК остаётся лишь один участок глубокого заложения со станциями «Нижняя Масловка» и «Марьина роща».
Метрогипротранс выступает в качестве проектировщика участка ТПК – от «Делового центра» до «Нижней Масловки», а остальную часть проектирует Мосинжпроект.
Предполагается, что ТПК будет располагаться преимущественно ближе к окраинам столицы и пересекаться со всеми радиальными линиями. Протяженность нового кольца составит свыше 50 км. По предварительным оценкам, пересадочные станции новой линии будут пропускать до 1 млн. пассажиров в день.
«Второе кольцо» позволит жителям столицы сэкономить время при перемещении с одного района в другой, например, от станции метро «Сокольники» до «Электрозаводской» можно будет доехать за 3 минуты вместо сегодняшних 22 минут с 2 пересадками. ТПК будет застраиваться участками, полное завершение которого запланировано на 2017 год.