Более 40% всех сделок с коммерческими объектами в пределах МКАД приходится на ЮАО
Эксперты изучили географические закономерности в распределении спроса на объекты коммерческого назначения. Они выявили кардинальное смещение фокуса покупательской активности с севера и северо-востока на юг Москвы. Также усилилась популярность лотоа в новостройках Западного и Центрального округов.
По сравнению с первым кварталом прошлого года в «старой» Москве существенно (на 25,7%) уменьшился совокупный метраж реализованных коммерческих лотов в новостройках и полностью изменился состав тройки самых востребованных локаций. В начале 2020-го на пике спроса были помещения в жилых комплексах на территории Северо-Восточного административного округа. За три месяца было раскуплено 63 объекта общей площадью 10,69 тыс. кв. м. Особый интерес у предпринимателей вызывали комплексы «Фонвизинский» и «Легендарный квартал». В соседнем САО также фиксировался высокий уровень потребительской активности. Застройщикам удалось найти покупателей для 45 объектов общей площадью 6,33 кв. м (из них 18 помещений общей площадью 1,63 тыс. кв. м относятся к фонду апарт-комплекса Soho+Noho). ЖК «Зеленоград Сити» единолично вывел свой округ на третье место с результатом в 27 реализованных юнитов (4,38 тыс. кв. м).
В 2021-м вектор спроса фактически развернулся на 180 градусов. Две пятых от общего объема сделок с коммерческими лотами по «старой» Москве приходятся на четыре района Южного административного округа, расположенные вдоль Москвы-реки, – Даниловский (35 объектов, 2,83 тыс. кв. м), Донской (22 объекта, 2,13 тыс. кв. м), Нагатинский Затон (23 объекта, 1,85 тыс. кв. м) и Москворечье-Сабурово (17 объектов, 1,63 тыс. кв. м). Только в 2020 г. в местные новостройки привлекли без малого 6 тыс. покупателей. За три месяца 2021-го аудитория расширилась еще на 1,3 тыс. человек (не считая членов семей). Вполне ожидаемо бизнес отреагировал на это открытием новых точек. Следует учитывать, что в ряде случаев речь идет о проектах, появившихся на месте промышленных зон. Это предполагает дефицит сервисной и социальной инфраструктуры. Восполнить его (хотя бы отчасти) как раз и призваны коммерческие объекты в жилых комплексах.
В центре Москвы продажи коммерческих площадей за год выросли в полтора раза, – до 5,24 тыс. кв. м. По семи адресам были проданы 32 объекта. Наиболее привлекателен для предпринимателей Пресненский район. По совокупному метражу реализованных лотов он – безусловный лидер в границах «старой» Москвы (3,06 тыс. кв. м, 11 юнитов). Отметки в 5,00 тыс. кв. м достиг и Западный административный округ. На 80% это вклад таких динамично застраиваемых районов, как Раменки (12 объектов, 2,80 тыс. кв. м) и Можайский (14 объектов, 1,32 тыс. кв. м).
Прежние фавориты резко сбавили в спросе. Так, на северо-востоке площадь коммерческих помещений, реализованных в январе-марте, сократилась в 6,0 раз в годовом выражении, на севере – в 3,3 раза. Статистика по Зеленограду сводится к одну-единственному помещению площадью 173,4 кв. м. В СЗАО, ЮВАО и ВАО показатели первого квартала близки к прошлогодним.