Более трети предложения на региональных рынках составляют квартиры с "предчистовой" отделкой
Специалисты проанализировали данные, и выяснили, что самым популярным продуктом на крупнейших региональных рынках недвижимости являются квартиры и апартаменты формата white box. Их доля в структуре предложения повсеместно превышает 35%. В то же время лоты без отделки постепенно исчезают из экспозиции. Только в Нижнем Новгороде и Новосибирске у них сохраняется широкое представительство (около 30% всех корпусов).
Недвижимость с базовой отделкой (стяжка пола, выравнивание стен и потолка, установка перегородок, подводка электричества к розеткам) – продукт несовершенный, но универсальный. Для многих покупателей это оптимальный вариант. Он существенно убыстряет заселение (за счет того, что наиболее трудоемкий этап работ уже выполнен) и оставляет владельцам простор для индивидуальных дизайнерских решений. В то же время квартиры white box очень удобны для застройщиков благодаря своей ликвидности и предсказуемости – спрос на них всегда стабилен. Неудивительно, что именно этот тип отделки столь распространен в городах с развитой строительной индустрией. В Нижнем Новгороде и Новосибирске он охватывает более чем половину корпусов (56,1% и 60,6% лотов соответственно), в Уфе и Казани – три четверти корпусов (68,4% и 66,2% лотов), в Краснодаре – четыре пятых корпусов (82,9% лотов). Из этого тренда выбиваются только Екатеринбург и Тюмень. В столице Урала преобладает предложение с готовой отделкой. Его фонд насчитывает порядка 7 тыс. лотов в 101 корпусе (59,1% от общего объема экспозиции). Тюменский рынок в плане практикуемых форматов отделки имеет свою специфику. В 75 корпусах из 167, образующих городскую экспозицию, допускаются сразу несколько опций. Например, одна часть квартирного пула предполагает полную отделку от застройщика, в другой отделка сводится к white box, а в третьей покупатель может сам выбрать тот или иной вариант в качестве дополнительной услуги. Удельный вес таких «гибридных» корпусов в общей структуре предложения на первичном рынке Тюмени достигает почти 60,0%.
Нужно отметить, что квартиры без отделки в большинстве крупных городов занимают лишь небольшие ниши на рынке. В Казани их доля не превышает 8,0%, в Краснодаре – 6,3%, Екатеринбурге – 4,8%, Тюмени – 1,4%. На нижегородском, новосибирском и уфимском рынках объекты подобного типа играют куда более заметную, но тоже далеко не главную роль (приблизительно четверть от общего состава экспозиции).
Добавим, что в Москве едва ли не половина (481 из 1033, 46,6%) всех корпусов на первичном рынке содержат лоты, реализуемые без отделки. Их совокупный фонд в настоящее время приближается к 13,8 тыс. единиц (35,6% от общего объема экспозиции). Немногим меньше квартир и апартаментов с готовой отделкой – 12,7 тыс. Лишь каждый десятый корпус укомплектован объектами с white box. Таким образом, удельный вес этого продукта в московской экспозиции в четыре-восемь раз меньше, чем в региональной.
В Санкт-Петербурге корпуса с квартирами и апартаментами, прошедшими только «предчистовую» отделку, также в абсолютном меньшинстве (16,1%). Благодаря им формируется только седьмая часть от общегородского объема предложения. Юниты с чистовой отделкой присутствуют в 25,6% петербургских корпусов, юниты без отделки – в 35,2%.