100 тыс. жителей Московского региона поселятся рядом с бывшими свалками
04.03.2021
Годами мусорные полигоны во всех смыслах отравляли жизнь населению Подмосковья и его взаимоотношения с местными властями. В течение полутора лет – с весны 2017-го по осень 2018-го – то в одном, то в другом городе вспыхивали гражданские протесты. Давление общественности вынудило администрацию заняться масштабной «мусорной» реформой. Ее итогом стало закрытие всех свалок к декабрю 2020 г. На смену устаревшим и переполненным полигонам ТБО должны прийти комплексы по переработке отходов. Эксперты изучили, как отразилось это решение на региональном рынке недвижимости.
24 декабря 2020 г. губернатор Московской области Андрей Воробьев объявил о закрытии последнего из 39 мусорных полигонов – «Лесная» (городской округ Серпухов). За неделю до этого прекратил работу ПТБО «Ядрово» под Волоколамском. С этим объектом связан, пожалуй, самый резонансный случай в истории борьбы с подмосковными свалками (только поручение президента закрыть ТБО «Кучино» во время «прямой линии»-2017 сопоставимо по медийному эффекту). Напомним, что выброс газа в «Ядрово» привел весной 2018 г. к отравлению 77 школьников.
Вместо ПТБО мусор будет доставляться в специальные перерабатывающие комплексы. Так, упомянутую свалку «Лесная» в качестве мусороприемников заменят комплексы «Дон» в Кашире и «Экоград» в Зарайске. Ожидается, что к 2022 г. будут функционировать уже 17 подобных проектов. Их оборот оценивается в 8,0 млн тонн. Для сравнения, закрывшиеся полигоны в 2018 г. принимали порядка 11,7 млн тонн.
Насколько значимым фактором были мусорные свалки для строительной индустрии Подмосковья и Новой Москвы? В большинстве своем они базировались на окраинах области, в то время как пять шестых новостроек сосредоточено внутри ЦКАД. В отличие от СНТ и коттеджных поселков многоквартирные жилые комплексы редко соседствуют с полигонами ТБО. Самый известный кейс – микрорайон «Саларьево Парк». Менее чем в километре от его границ расположен закрытый еще в 2007 г. полигон «Саларьево». Он занимает огромную территорию в 59 га. Формальное закрытие свалки – это не конец проблемы, а только начало ее решения. «Рекультивация проходит в два этапа – биологический и технический», – уточняет Сергей Сысоев, руководитель отдела независимой экологической экспертизы EcoStandard group. Техническая составляющая включает установку оборудования для сбора сточных вод и фильтрата, снятие почвы и последующее нанесение плодородного слоя. Реализация биологического этапа – гораздо более длительный и сложный процесс. По словам эксперта, это целый комплекс мер по оздоровлению земель, возобновлению процесса почвообразования и восстановлению флоры и фауны. Загрязненные земли подвергаются очистке, после чего на них высаживаются растения, повышающие плодородие почвы. Рекультивация требует строгого соблюдения всех норм и правил – иначе риски повторного загрязнения воздуха, почвы и грунтовых вод резко повышаются. «В 2013 году на территории полигона Саларьево произошел выход фильтрата на поверхность. Он был спровоцирован строительными работами, проходящими вблизи полигона. Это повлекло за собой загрязнение грунтовых вод и последующее загрязнение рек Сосенка и Сетунька», – приводит пример Сергей Сысоев.
Свалок, рядом с которыми базируются новостройки, совсем немного. К числу таких исключений относится закрытый полигон ТБО «Кучино» в Балашихе. От него около 2 км до ближайших жилых комплексов – давно (еще в 2014 г.) сданный ЖК «Усадьба Новая Салтыковка» и строящийся ЖК «Новоград Павлино». В совокупности они насчитывают почти 10 тыс. квартир.
Другой неблагополучной локацией считалась территория вокруг полигона ТБО «Каргашино» в Мытищах. Он прекратил свою деятельность в декабре 2019 г. Отходы, ранее привозившиеся сюда, обрабатываются теперь в Клину (комплекс «Алексинский карьер»). В пределах двухкилометровой зоны находятся ЖК «Афродита» и недавно стартовавший ЖК «Мытищи Парк».
К свалке в Коренево (городской округ Люберцы) примыкают сразу четыре дачных поселка. Вместе с большими карьерами, заполненными водой (Птичий, большой Красковский), они образуют своего рода «пояс безопасности» для жилых комплексов «Цветной бульвар» и «Новокрасково». В них собрано почти 4 тыс. квартир на двоих.
Прибавим также бывшую свалку «Софья-Луиза», которая эксплуатировалась одноименной фирмой. В настоящее время на объекте проводится рекультивация. В 1,5 км к северу от нее возводятся корпуса крупного комплекса «Домодедово парк. Новый квартал».
Сергей Сысоев указывает, что границы санитарно-защитной зоны должны проходить, по крайней мере, в полукилометре от мусорных полигонов. «При корректной и всесторонней реализации проекта рекультивации полигона, а также за счет долговременных природоохранных мер негативные воздействия на окружающую среду и человека могут быть сведены практически к нулю, – уверен эколог. – После успешного завершения биологического этапа рекультивации на месте бывшего полигона может появиться парк или зона отдыха, которые будут восприниматься как естественные». Однако достижение этого результата потребует годы, а если речь идет про объекты масштаба «Саларьево», то десятки лет.
Совокупный жилищный фонд проектов, удаленных от свалок не более чем на 2 км, достигает 33,2 тыс. квартир. Исходя из того, что в одной квартире проживают в среднем три человека, общее количество жителей новостроек в пешей доступности от закрытых мусорных полигонов может составлять 100 тыс. Следует отметить, что подобное соседство не смущает покупателей. Только за прошлый год они купили в этих локациях 6,1 тыс. лотов, потратив на них 35,2 млрд рублей.