Адаптация по цепочке
03.03.2021
Захар Вальков, исполнительный директор Radius Group, ведущего девелопера и собственника складской и индустриальной недвижимости Московской области рассказал о новых тенденциях в логистике, ритейле и цепочках поставок в 2021 году.
Революция в e-commerce
Пандемия оказала удивительное влияние на рынок ритейла и складскую недвижимость. С одной стороны, это тот новый опыт, которые пережил весь мир. С другой - это то, что стало драйвером для всех компаний, работающих в сфере торговли: объем российского рынка e-commerce по итогам 2020 года по разным данным составил от 3 до 3,5 млрд рублей, что почти на 60% больше аналогичного показателя 2019 года. По сути, пандемия дала дополнительный процент роста и этот тренд сохранится вплоть до 2024 года.
По итогам 2020 года доля интернет-торговли в общем объеме продаж розничного рынка составила 9,6%, немного не дойдя до рекордной отметки в 10%, которая была побита в первом полугодии 2020, и до сих пор остается историческим максимумом. В любом случае, это революционный рост, который сохранится в том или ином виде в ближайшие годы. Потребители, которые впервые пришли на маркетплейсы, на платформы во время пандемии и стали вынужденно пользоваться новыми сервисами, изменили паттерны своего покупательского поведения, в большей части останутся в онлайне. Данный факт не может не влиять на ритейлеров, цепочки поставок, логистику, склады.
Разнообразие цепей и форматов
Как же онлайн поменял логистику? Раньше товары от производителей поступали в распредцентры и оттуда - в розницу, на полки магазинов, где их могли приобрести покупатели. Сейчас каналов сбыта огромное количество, формируются разнообразные цепочки поставок, под которые создается разнообразная складская и логистическая инфраструктуры и зачастую мы, эксперты и игроки рынка, данную инфраструктуру воспринимаем по-разному: появились распределительные центры, фулфилмент центры, онлайн-центры, дарксотры и дарк китчены. Объекты могут иметь одинаковое название, но отличаться размеров, наполнением, географическим положением, здесь основное – это просто стратегическая диверсификация возможностей доступа товаров к потребителю и наоборот - доступа потребителей к товарам.
Мы сейчас наблюдаем эволюцию складского рынка, для всех она проходит очень стремительно. Всего за несколько лет появилось множество новых форматов индустриальной недвижимости, которые не приведены к единому знаменателю и создаются, используются, именуются игроками рынка в соответствие с собственным представлением и бизнес-задачами, под которые они построены. Безусловно, главный драйвер, вызвавший такое биологическое разнообразие на рынке слкдаов – ритейл и необходимость быстро реагировать на изменяющиеся запросы покупателей. В торговле больше нет понятия «фиксированный спрос и предложение», запросы рынка могут в моменте как сократиться, так и увеличиться, и игроки рынка ритейла должны уметь с этим справляться. Чтобы быть готовыми к расширению или сокращению мощностей в зависимости от постоянно меняющегося спроса наши клиенты формируют стратегию эластичной логистики и создают под нее необходимую складскую инфраструктуру, изменяя форматы так, как того требует бизнес.
Даже фулфилмент центры и автоматизирование склады, то, что является традиционным сегментом для крупных девелоперов, которые работают в сегменте big box-ов (объекты площадью от 15 тыс. кв. м. и до сотен тыс. кв. м) тоже сильно меняются. Раньше это была стандартизированная конфигурация, с определённой глубиной, высотой, нагрузками. Сейчас, каждый наш арендатор смотрит на варианты автоматизации, а значит, предъявляет более высокие требования к стандартам освещенности, нагрузкам на пол, доковооруженности, электроснабжению, вентиляции и т.д. Практически каждый новый склад – это здание, «сшитое» строго по меркам заказчика, под его конкретную задачу. Поэтому растет доля bts-проектов и падает число спекулятивных площадей, девелоперы работают по принципу «tailor-made», именно такой подход нужен арендаторам.
Главное в 2021
2020 год оказался революционным по объёму сделок и появлению новых сегментов, 2021 во многом станет его повторением. Безусловно, сохранится спрос на фулфилмент- и распределительные центры и мультитемпературные объекты, также будут пользоваться спросом относительно небольшие блоки – от 10 до 15 000 кв. м. На фоне снижения покупательной способности ритейлеры начали формировать новые бизнес-модели, основанные на омникальности, доступности и устойчивом развитии, сейчас такие компании ставят девелоперам задачи с фокусом на оптимизацию. Клиенты стремятся качественно и недорого выполнять увеличившееся число заказов в условиях снижения прибыли. Компании продолжат повышать производительность на существующих или новых небольших площадях за счет более широкого внедрения автоматизации без перемещения в более крупный объект.
В 2021 году изменение цепочек поставок сохранит и укрепит кастомизацию клиентских запросов. Главным драйвером рынка останется e-commerce, который по разным оценкам возьмет на себя от 25% до 35% общего спроса. Стандартный сухой склад, в конечном счете, клиенту становится не интересен. Это должны быть кастомизированные здания с определенной конфигурацией, в определённой локации и, конечно, с лучшей транспортной доступностью.
Важным трендом, который только усилится в ближайшие годы, будет создание эластичной логистики. Ситуация меняется быстро, динамика рынка колоссальная, и важно уметь с этим справляться без потерь.
Второй важный тренд — внедрение автоматизации. Мы видим, что наши арендаторы активно прибегают к помощи технологических компаний, у которых есть целый набор готовых решений для множества задач или они разрабатывают такие решения самостоятельно. Теперь склад это не просто стандартный, консервативный продукт, это инфраструктурный проект, это уже целый макроорганизм с профессиональной командой инженеров, технологов и т.д.
Третий тренд, который мы видим, — это социальная устойчивость. Сейчас на это обращают внимание наши европейские партнёры, но мы уверены, что это станет важным и для российских компаний. Что это означает? Это некий баланс между людьми и машинами, который немного затормозит абсолютную автоматизацию складского и логистического сегментов, остановит текучку кадров.
В заключении стоит сказать о том, что, несмотря на снижение покупательной способности населения, всё равно сегмент e-commerce растёт. Есть и перетекание спроса, и формирование совершенно нового запроса, которого раньше просто не было, есть и развитие омниканальности, а значит, склады будут расти и сохранят высокий объем инвестиционного спроса в своем сегменте, что не может не вселять оптимизм.