5 главных ошибок собственников бизнеса при найме топов
24.01.2021
На определенной стадии развития любого бизнеса встает вопрос о поиске нового руководителя для компании или ключевых подразделений. В этот момент владельцы бизнеса нередко делают ошибки в попытках найти и привлечь топа. Эксперты кадрового агентства ProPersonnel рассказывают о наиболее распространенных промахах самостоятельного хедхантинга руководителя для компании.
Ошибка 1: сделать топом партнёра по бизнесу
Обычно передача функций топ-менеджера одному из владельцев бизнеса происходит сама собой, особенно в небольших стартапах, в которых партнеры одновременно работают управленцами. Бизнес растёт, ситуация меняется и владельцу кажется, что наиболее верное решение – оставить в операционной деятельности компании партнера.
Предпосылки такого шага следующие: «он болеет душой за дело, поэтому будет хорошим руководителем», «он стоял у руля с самого начала, поэтому знает все бизнес-процессы», «он лучший эксперт в отрасли, иначе мы бы не достигли успеха».
Конечно, такая стратегия результативна, когда речь идёт о стартапе или малом/среднем бизнесе. Однако если компания на стадии активного роста, в ней усложняются бизнес-процессы, формируется команда, расширяются задачи, фиксируются дедлайны, прописывается мотивация, то нужен наемный управляющий менеджер. А партнёр остается в таком случае визионером, стратегом, «энергией» бизнеса. Роли и функции владельца бизнеса и топ-менеджера рано или поздно неизбежно нужно разделить.
Ошибка 2: искать свою копию
Вторая ошибка собственников бизнеса при поиске наемного руководителя имеет психологический фактор. Эксперты ProPersonnel наблюдали на практике такую ситуацию. Проходит собеседование на должность топ-менеджера с участием собственника бизнеса. В отличие от предыдущих кандидатов, которые получили отказ, но объективно больше подходили на должность, владелец компании симпатизирует менее подходящему по опыту соискателю. Нравится в нём профессиональный бэкграунд, похожий на тот, что у собственника, взгляды на жизнь и бизнес, даже манера речи.
Психологическая ошибка собственника такая: «я справился с управлением этим бизнесом, поэтому нужен человек, похожий на меня». Нередко этот механизм срабатывает подсознательно, то есть у владельца нет установки найти свою замену, но симпатизирует он похожим кандидатам. Эксперты ProPersonnel рекомендуют иногда действовать от обратного: найти непохожего на владельца менеджера (по принципу «противоположности притягиваются») и выбрать того кандидата, способного привнести компетенции и практики, которых в компании не хватает.
Ошибка 3: искать топа только внутри компании
При поиске топа большинство собственников бизнеса прежде всего обращают внимание на свой ближний круг, на людей, с которыми они работают или которые по меньшей мере «выросли» в компании.
Ошибочные предпосылки такого решения часто такие: «он знает бизнес от и до», «мы вырастили этого специалиста и не можем его отпустить», «он будет лично мне предан». Личная лояльность – не всегда залог успешного руководства бизнеса, способный руководитель одного из подразделений не всегда может управлять компанией, а любому бизнесу нужен свежий взгляд со стороны.
Эксперты ProPersonnel рекомендуют использовать возможность бенчмаркетинга и внедрять с помощью внешнего топа успешный опыт. Поиск топа только внутри компании объективно ограничивает круг выбора кандидатов, а значит, снижает его эффективность. Профессиональные рекрутеры способны радикально расширить поле для поиска.
Ошибка 4: искать только через вакансию
Нередко владелец бизнеса рассматривает подбор топ-менеджера как очередную рутинную задачу бизнеса. Владелец заявляет HR-менеджеру или привлеченному рекрутеру: «Найдите хорошего парня» и самоустраняется от процесса.
Компания может ограничиться публикацией вакансией и ждать наемного руководителя.
При этом владелец бизнеса упускает из виду несколько нюансов. Во-первых, внутренний HR-отдел не всегда заинтересован в поисках своего начальника в силу недостатка соответствующих компетенций или конфликта интересов. Во-вторых, у HR есть ещё «33» срочные приоритетные задачи и нет возможности полностью погрузится в поиск топа, поэтому работа идёт только на входящем потоке соискателей. Для поиска управленца нужно вдохновение, время для аналитики конкурентов, долгие мотивирующие переговоры, своего рода «игра в шахматы».
Ошибка 5: найти универсального кандидата (причем надолго)
Владельцы бизнеса часто ищут наемных менеджеров в случае, если к их традиционным задачам добавляются новые, решать которые у собственника нет времени или компетенции. В этом случае собственник руководствуется такой логикой: «нам нужен универсальный солдат, который будет делать мою работу, а еще вот это и это».
Эксперты ProPersonnel отмечают, что сегодня не обязательно нанимать топа на 5 лет. Раньше на интервью был популярный вопрос: какую должность вы хотите занимать через 5-10 лет? Сейчас экономика, бизнес-процессы так быстро меняются, что главное качество топа – это адаптивность и проектность мышления.
«Сегодня на рынке немало компетентных и талантливых руководителей в самых разных отраслях, однако в этом также кроется риск для самостоятельных поисков топа, – говорит Татьяна Долякова, основатель агентства ProPersonnel. – Такие люди имеют отличные навыки самопрезентации, умеют вести переговоры, обладают харизмой. Собственник бизнеса или HR может быть очарован кандидатом, который не подходит компании. Поэтому процесс поиска, отбора и найма топов желательно передавать хедхантеру, который сможет увидеть потенциал в алмазе или уже огранённый бриллиант».
Ошибка 1: сделать топом партнёра по бизнесу
Обычно передача функций топ-менеджера одному из владельцев бизнеса происходит сама собой, особенно в небольших стартапах, в которых партнеры одновременно работают управленцами. Бизнес растёт, ситуация меняется и владельцу кажется, что наиболее верное решение – оставить в операционной деятельности компании партнера.
Предпосылки такого шага следующие: «он болеет душой за дело, поэтому будет хорошим руководителем», «он стоял у руля с самого начала, поэтому знает все бизнес-процессы», «он лучший эксперт в отрасли, иначе мы бы не достигли успеха».
Конечно, такая стратегия результативна, когда речь идёт о стартапе или малом/среднем бизнесе. Однако если компания на стадии активного роста, в ней усложняются бизнес-процессы, формируется команда, расширяются задачи, фиксируются дедлайны, прописывается мотивация, то нужен наемный управляющий менеджер. А партнёр остается в таком случае визионером, стратегом, «энергией» бизнеса. Роли и функции владельца бизнеса и топ-менеджера рано или поздно неизбежно нужно разделить.
Ошибка 2: искать свою копию
Вторая ошибка собственников бизнеса при поиске наемного руководителя имеет психологический фактор. Эксперты ProPersonnel наблюдали на практике такую ситуацию. Проходит собеседование на должность топ-менеджера с участием собственника бизнеса. В отличие от предыдущих кандидатов, которые получили отказ, но объективно больше подходили на должность, владелец компании симпатизирует менее подходящему по опыту соискателю. Нравится в нём профессиональный бэкграунд, похожий на тот, что у собственника, взгляды на жизнь и бизнес, даже манера речи.
Психологическая ошибка собственника такая: «я справился с управлением этим бизнесом, поэтому нужен человек, похожий на меня». Нередко этот механизм срабатывает подсознательно, то есть у владельца нет установки найти свою замену, но симпатизирует он похожим кандидатам. Эксперты ProPersonnel рекомендуют иногда действовать от обратного: найти непохожего на владельца менеджера (по принципу «противоположности притягиваются») и выбрать того кандидата, способного привнести компетенции и практики, которых в компании не хватает.
Ошибка 3: искать топа только внутри компании
При поиске топа большинство собственников бизнеса прежде всего обращают внимание на свой ближний круг, на людей, с которыми они работают или которые по меньшей мере «выросли» в компании.
Ошибочные предпосылки такого решения часто такие: «он знает бизнес от и до», «мы вырастили этого специалиста и не можем его отпустить», «он будет лично мне предан». Личная лояльность – не всегда залог успешного руководства бизнеса, способный руководитель одного из подразделений не всегда может управлять компанией, а любому бизнесу нужен свежий взгляд со стороны.
Эксперты ProPersonnel рекомендуют использовать возможность бенчмаркетинга и внедрять с помощью внешнего топа успешный опыт. Поиск топа только внутри компании объективно ограничивает круг выбора кандидатов, а значит, снижает его эффективность. Профессиональные рекрутеры способны радикально расширить поле для поиска.
Ошибка 4: искать только через вакансию
Нередко владелец бизнеса рассматривает подбор топ-менеджера как очередную рутинную задачу бизнеса. Владелец заявляет HR-менеджеру или привлеченному рекрутеру: «Найдите хорошего парня» и самоустраняется от процесса.
Компания может ограничиться публикацией вакансией и ждать наемного руководителя.
При этом владелец бизнеса упускает из виду несколько нюансов. Во-первых, внутренний HR-отдел не всегда заинтересован в поисках своего начальника в силу недостатка соответствующих компетенций или конфликта интересов. Во-вторых, у HR есть ещё «33» срочные приоритетные задачи и нет возможности полностью погрузится в поиск топа, поэтому работа идёт только на входящем потоке соискателей. Для поиска управленца нужно вдохновение, время для аналитики конкурентов, долгие мотивирующие переговоры, своего рода «игра в шахматы».
Ошибка 5: найти универсального кандидата (причем надолго)
Владельцы бизнеса часто ищут наемных менеджеров в случае, если к их традиционным задачам добавляются новые, решать которые у собственника нет времени или компетенции. В этом случае собственник руководствуется такой логикой: «нам нужен универсальный солдат, который будет делать мою работу, а еще вот это и это».
Эксперты ProPersonnel отмечают, что сегодня не обязательно нанимать топа на 5 лет. Раньше на интервью был популярный вопрос: какую должность вы хотите занимать через 5-10 лет? Сейчас экономика, бизнес-процессы так быстро меняются, что главное качество топа – это адаптивность и проектность мышления.
«Сегодня на рынке немало компетентных и талантливых руководителей в самых разных отраслях, однако в этом также кроется риск для самостоятельных поисков топа, – говорит Татьяна Долякова, основатель агентства ProPersonnel. – Такие люди имеют отличные навыки самопрезентации, умеют вести переговоры, обладают харизмой. Собственник бизнеса или HR может быть очарован кандидатом, который не подходит компании. Поэтому процесс поиска, отбора и найма топов желательно передавать хедхантеру, который сможет увидеть потенциал в алмазе или уже огранённый бриллиант».