Как провести онлайн интервью – советы рекрутерам

17.11.2020

По данным доля рекрутеров, использующих онлайн-интервью в процессе найма, с начала пандемии выросла в два раза и достигла 76%. От предварительного собеседования до квалификационного теста – все этапы оценки кандидата в режиме онлайн позволяют адаптироваться к коронавирусным ограничениям, а также экономят компании и её рекрутерам немало времени и денег. Эксперты агентства рассказывают о видах онлайн-интервью, наиболее распространенных ошибках рекрутеров и о технике дистанционного собеседования.

  Что такое онлайн-собеседование?
  Онлайн-собеседование – это интервью, которое проводится удаленно через онлайн-чат, видео- или аудиоплатформу. Именно поэтому иногда такой тип собеседования называется цифровым: чтобы его провести, нужно использовать тот или иной программный продукт. Именно его тип и определяет вид онлайн-интервью. Рекрутеры выделяют шесть видов онлайн-интервью.

  Прямой эфир. Это самый распространенный тип онлайн-интервью, которое проходит в формате видеозвонка на таких платформах, как Skype, Zoom или Google Hangouts. Фактически это классическое собеседование, но в удаленном режиме. Такой тип интервью позволяет компании отбирать удаленных кандидатов, которые не могут прийти в офис для личной встречи.

  Видеозапись. В оговоренное время кандидаты получают вопросы для интервью, после чего в течение нескольких минут они записывают на видео свои ответы и отправляют рекрутеру. Специалист по подбору персонала затем просматривает видео в удобное для себя время. Обычно такие видео используют на раннем этапе отбора, когда кандидатов очень много, а первостепенная задача – личностная оценка, а не проверка квалификации или навыков. Нередко видео-интервью состоит из серии небольших собеседований в заданных временных рамках.

  Видео-резюме. Ещё одна вариация записанных на видео интервью, однако более свободная как по содержанию, так и по технологии. Рекрутер даёт задание записать видео на какую-либо общую тему, без конкретного списка вопросов и времени ответа. Часто речь идет о творческих заданиях, скажем, для работников сферы гостеприимства, культуры или медиа. С одной стороны рекрутер получает хорошо отрепетированные ответы, но, с другой стороны, он оценивает коммуникативные навыки, речь и язык жестов кандидата. Говоря проще, важно не содержание, а представление.

  Онлайн-тестирование. Кандидат проходит в удаленном режиме тестирование его навыков, знаний и умений, связанных с работой. Форматы бывают разные – от ответов на вопросы с предложенными вариантами, до творческих заданий или экзаменов. Технические инструменты также варьируются в зависимости от целей – от стандартных опросников на сайте компании и до Google Docs, в которых кандидаты выполняют задание под присмотром имеющих к документам доступ специалистов. Такое интервью надежно выявляет квалификационный уровень кандидата.

  Живой чат. Интервью проходит в видео- аудио- или даже текстовом формате в Facebook WeChat, Whatsapp и Facebook Messenger с участием команды нанимателей, куда входят будущие сотрудники или руководители кандидата. Чаты помогают рекрутерам управлять множеством интервью или даже проводить их одновременно с разными кандидатами в текстовом режиме.

  Чат-бот. Онлайн-собеседование проводит бот, имитирующий вопросы рекрутера. Технологии искусственного интеллекта помогают делать начальный отбор кандидатов, сохранять полученные от соискателей документы, тексты, видео и аудио.
Среди этих видов онлайн-интервью преобладает общение через видеосвязь, как непосредственное, так и заочное. Главная задача рекрутера – правильно выбрать и организовать нужный тип интервью.

  Зачем проводить интервью онлайн
  Сейчас, в условиях пандемии, онлайн-общение между кандидатом и работодателем существенно сокращает сроки поиска специалиста. Раньше несколько этапов собеседования могли длиться 2-3 месяца из-за сложности организации очных встреч с руководителями разных уровней, которые должны были утвердить кандидата. Сейчас это время сократилось в разы – до одного месяца. Принятие решения происходит намного быстрее.

  Помимо этого, само собеседование в дистанционном режиме длится примерно в два раза быстрее – в среднем около 30 минут, тогда как очное общение с кандидатом продолжается примерно час. Рекрутеру проще готовиться к интервью: не нужно заказывать пропуск для кандидата, выделять отдельное помещение для его приёма. Обрабатывать записанные интервью, тестирования и опросники можно с помощью автоматизированных инструментов, расширяющих охват отбора на сотни и тысячи кандидатов.

  Как провести онлайн-собеседование
  Интервью с удаленным кандидатом проводится в три этапа: подготовка, собеседование, обработка результата. В зависимости от специфики отрасли каждая из этих стадий может заметно различаться по технике и времени, но есть самые общие правила их прохождения.

  I. Подготовка к интервью
 
  1. Прежде чем приступить к собеседованию, проверьте актуальность вакансии и её описания. Если что-то изменилось – условия найма и труда, функционал, уровень вознаграждения, квалификационные ожидания – нужно быть готовым устранить эти несоответствия в интервью в ходе общения с кандидатом. Если в собеседовании участвует команда коллег, убедитесь, что они тоже в курсе изменений.

  2. Изучите кандидата. Еще раз просмотрите резюме, сопроводительные письма, а также ознакомьтесь с онлайн-профилем соискателя в соцсетях. Обратите внимание на любые странности, которые вы обнаружите, пробелы в истории занятости, хобби, которые могут представлять интерес для вашей команды и т.п.

  3. Составьте сценарий. Поскольку в режиме онлайн сложно долго удерживать взаимное внимание собеседников, у интервью должен быть более или менее четкий сценарий, чтобы оно не растянулось во времени на час и потеряло эффективность. Сколько тем вы планируете обсудить? Сколько вопросов у вас есть по каждой теме? В каком порядке вы хотите осветить эти темы? Сколько времени вы должны выделить на каждый вопрос? Оставьте 5-10 минут для последующих вопросов. Помимо этого, разработайте оценочные карточки с хорошо прописанными критериями, балльной системой, «за» и «против», чтобы формализовать оценку разных кандидатов.

  4. Подготовьте технику. Еще раз проверьте работоспособность всех систем: интернет-соединение, аудио- и видео аппаратура на компьютере, программное обеспечение. Убедитесь, что кандидат знаком с ПО и готов его использовать для общения. Запаситесь альтернативным каналом связи на случай неполадок, прежде всего, узнайте телефонный номер соискателя.

  II. Проведение онлайн-собеседования

  1. Проверьте квалификационные качества кандидата. Фактически это часть подготовки к интервью, но она непосредственно определяет, состоится ли общение вообще. Этот этап лучше всего поддается автоматизации, а значит, расширению охвата кандидатов. Тестовое задание, опрос, решение задачи, творческая работа – всё это позволит на раннем этапе отсеять неподходящих кандидатов. Сейчас на рынке есть масса различных программных продуктов, разработанных для предварительного онлайн-отбора в зависимости от специфики отрасли и профессии. При этом если при очном интервью часто тестирование непосредственно предшествовало собеседованию, то в онлайн-режиме этого лучше избегать для экономии времени и уменьшения напряжения как рекрутера, так и кандидата.

  2. Старайтесь проводить видеоконференции как можно короче. Это поможет вам максимально эффективно использовать время, сосредоточиться на наиболее важных вопросах. Если рекрутер ставит себе жёсткие временные рамки, он более творчески подходит к методике интервьюирования, делает её более эффективной.

  3. Познакомьте кандидата с ключевыми сотрудниками компании или членами его будущей команды. С психологической точки зрения лучше если каждый из участников встречи будет использовать индивидуальный доступ в онлайн – так кандидату не будет казаться, что его экзаменует комиссия, к тому же вы сэкономите время коллег. С технической точки зрения это сложнее – не все стандартные программные продукты поддерживают режим видеоконференции или ограничивают число их участников.

  4. Подготовьте мультимедиа-пакет о вашей компании: презентации, ссылки на последние статьи, истории успеха, а также подробное описание вакансии, функционала, ожиданий от будущего работника и т.п. Мультимедиа-пакет может состоять из текстовых материалов, ссылок на YouTube и соцсети. Отправьте его в конце интервью кандидату, чтобы упредить возможные стандартные вопросы о месте работы.

  5. Выглядите и ведите себя профессионально. Сегодня нередко рекрутеры работают из дома, поэтому нужно не забывать, что несмотря на домашнюю обстановку, они – лицо компании для кандидата.

  6. Исключите все отвлекающие факторы. Выберете место, где вас не будут отвлекать ни коллеги, ни посторонние. Помимо этого, отключите уведомления на компьютере и телефоне на время интервью.

  7. Не начинайте диалог непосредственно с вопросов о работе. Когда кандидат приходит в офис, он успевает перевести дух и расслабиться. Поскольку в онлайн этого нет, заведите с кандидатом small talk – это позволит человеку снять тревогу и настроиться на собеседование. Во время деловой части не перебивайте соискателя голосом – лучше подайте условный знак жестом или договоритесь о таких сигналах заранее. Если после «деловой части» у вас не сложилось окончательного мнения, поговорите о личном: хобби, интересы, увлечения, любимые книги, фильмы и т.п.

  III. После собеседования
 
  1. Проанализируйте оценочные карточки кандидатов. Матрицы балльной системы позволят объективно сравнить разных кандидатов, сопоставить число их плюсов и минусов, использовать это как аргумент в дискуссии о найме с коллегами.

  2. Отправьте запись интервью лицам, принимающим решения, если они не присутствовали на нём. Сопроводите запись коротким резюме. Сохраните эти материалы на будущее, если вам придется вернуться к анализу уже знакомых соискателей.

  3. Договоритесь об обратной связи с командой и кандидатом.


Вернуться к спискуВ Москве по итогам сентября оформлен наивысший объем ДДУ с привлечением кредитовОфисы новой реальности. Современные решения для компактных рабочих пространств
Спецпредложения
Дом 6,5 млн.p
Дом 6,5  млн.p
Московская обл, Воскресенск г, Рябиновая ул
98 соток / 115 м2
Оставить заявку
Дом 9,0 млн.p
Дом 9,0  млн.p
Московская обл, Истра г, Дедовск г, Краснофлотская ул, 14
3.32 соток / 332 м2
Оставить заявку
Дом 96,9 млн.p
Дом 96,9  млн.p
Московская обл, Красногорск г, Ильинское с, Новая Садовая ул, 24
35 соток / 320 м2
Оставить заявку
Участок 2,9 млн.p
Участок 2,9  млн.p
Московская обл, Солнечногорск г, Санатория Министерства Обороны п, Солнечногорский военный санаторий тер
9.1 соток
Оставить заявку
Участок 3,8 млн.p
Участок 3,8  млн.p
Московская обл, Чехов г, Васькино п
11 соток
Оставить заявку
Участок 2,9 млн.p
Участок 2,9  млн.p
Московская обл, Балашиха г, СНТ Заря тер
10.04 соток
Оставить заявку
Дом 27,4 млн.p
Дом 27,4  млн.p
Москва г, Марушкинское п, Крекшино д, Запрудная ул, 7
5.2 соток / 160 м2
Оставить заявку
Дом 10,0 млн.p
Дом 10,0  млн.p
Москва г, Десеновское п, Пыхчево д, Пыхчево снт
6 соток / 83 м2
Оставить заявку
Участок 8,9 млн.p
Участок 8,9  млн.p
Москва г, Щаповское п, 1-й Дунайский пер
9.7 соток
Оставить заявку
Участок 16,7 млн.p
Участок 16,7  млн.p
Москва г, Щаповское п, Шаганино д, ДНП Европейская долина-2 тер
17 соток
Оставить заявку
Участок 12,0 млн.p
Участок 12,0  млн.p
Москва г, Щаповское п, Шаганино д, ДНП Европейская долина-2 тер
12 соток
Оставить заявку
Участок 11,0 млн.p
Участок 11,0  млн.p
Москва г, Михайлово-Ярцевское п, Лужки д, Лужки снт
12 соток
Оставить заявку
Участок 9,7 млн.p
Участок 9,7  млн.p
Москва г, Вороновское п, Бабенки снт
15.5 соток
Оставить заявку
Участок 9,4 млн.p
Участок 9,4  млн.p
Москва г, Марушкинское п, Крекшино д, Крёкшино ВВЦ тер. СНТ
6.5 соток
Оставить заявку