Топ-5 востребованных во вторую волну коронавируса спецов в девелопменте
Страну постепенно накрывает вторая волна коронавируса, а власти Москвы уже потребовали от работодателей перевести сотрудников на «удалёнку». Однако новый локдаун пока не грозит, и значит активность на рынке труда сохранится, особенно в стратегически важных отраслях, в частности, в строительстве. Эксперты посчитали, на какие позиции в девелопменте открылось больше всего вакансий с началом делового сезона и дали прогноз на грядущие месяцы.
1. Руководитель проектов (+20% вакансий)
После завершения режима самоизоляции многие застройщики вернулись к разработке проектов в девелопменте, либо запустили ранее отложенные, что сейчас, спустя три месяца, отразилось на росте числа новых проектов. Суммарная площадь застройки в России, которая сокращалась непрерывно с прошлой осени, стабилизировалась и последние три месяца держится на уровне 111 млн кв.м. Это значит, что застройщики постепенно восстанавливают активность, и им требуется больше менеджеров.
В октябре по сравнению с августом число вакансий выросло на 20%. Особенно заметно повысился спрос на руководителей девелоперских проектов регионах, где традиционно высока строительная активность, а именно – в Свердловской и Новосибирской областях, а также в Краснодарском крае. Однако половина предложений позиции сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге (37% и 13% соответственно). Средняя зарплата руководителя проектов в Москве – 90-150 тыс. руб. Если же у кандидата есть инженерные компетенции, опыт управления командой специалистов и реализации долгосрочных проектов (от 5 лет), то вознаграждение составляет 200-250 тыс. руб.
Впрочем, отмечают в агентстве, конкуренция кандидатов также возросла примерно на 20%. Из-за сокращения объемов строительства в предыдущие месяцы и весенней оптимизации, на рынке оказалось много претендентов.
2. Финансовый директор (+15% вакансий)
Постепенная нормализация активности в строительстве ведет к росту спроса и на других ключевых специалистов для реализации девелоперских проектов. Поскольку отрасль переходит на новую модель привлечения средств, в которой основным инвестором становится банк, а не дольщики, застройщики ищут финансовых директоров, которые могут не только управлять финансами, но и привлекать их. Помимо этого, в условиях нестабильности всегда ценятся управленцы, которые могут в случае необходимости оптимизировать расходы, найти новые решения для экономии средств, совершенствования финансовой модели компании.
В октябре по сравнению с августом число вакансий для финансовых директоров увеличилось на 15%. Причем сейчас количество вакансий примерно одинаково в Москве и таких регионах, как Новосибирская и Свердловская области, Республика Татарстан. В то же время повысилось и число откликов на эти позиции, конкуренция кандидатов возросла примерно на 35%. Однако и уровень зарплат у таких специалистов не упал. В Москве он составляет от 350 тыс. до 400 тыс. руб.
3. Ипотечный брокер к застройщику, девелоперу (+15% вакансий)
Программа субсидирования ипотечных ставок вызвала настоящий бум на рынке жилья. По данным «Дом.рф», более двух третей ипотечных сделок сейчас заключаются на рынке новостроек, на которые распространяется программа. Ставки снизились до исторически минимального уровня – 6%, поэтому поток клиентов очень интенсивный. Из-за этого банковские сервисы, особенно у крупнейших ипотечных кредиторов, оказались перегружены и их качество снижается. Клиенты хотят получить полноценную консультацию и расчет кредита у застройщика, к которому они прежде всего и обращаются. Поэтому в девелоперских компаниях растёт потребность в собственных ипотечных брокерах.
Аналитики подсчитали, что с августа число вакансий такого рода увеличилась на 15%. Примечательно, что в Москве сосредоточено только 16% вакансий для этих специалистов, хотя обычно в Москве и Санкт-Петербурге находится 50-60% вакансий. Пандемия подогрела интерес к рынку недвижимости южных регионов России, поэтому около 45% вакансий ипотечных брокеров там. Спрос на ипотечных брокеров на юге вырос с августа на 12%. А зарплаты таких специалистов в Сочи и Краснодарском крае почти такие же, как в Москве (80-150 тыс. руб.).
4. Главный инженер проекта (+7% вакансий)
Спрос на главных инженеров проекта (ГИП) растёт по тем же причинам, что и на руководителей проектов. Активизируется строительство, застройщики постепенно адаптируются к новым условиям работы. При этом рост курса валют и переход на новую модель финансирования заставляет застройщиков оптимизировать структуру затрат, чтобы сдерживать рост себестоимости строительства, «съедающую» доходность проектов. Именно поэтому компаниям нужны грамотные технические специалисты, которые хорошо знают новые технологии, материалы и практики строительства, позволяющие решить эту задачу.
Число вакансий на позицию главного инженера девелоперского проекта выросло с августа на 7%. Порядка 50% вакансий для ГИП в октябре – в столичных городах России (Москва и Санкт-Петербург). При этом, как и у финансовых директоров, зарплаты у главных инженеров проекта не сократилась. Они остаются в диапазоне 120-250 тыс. руб.
5. Digital-маркетолог (–20% вакансий)
Пандемия коронавируса ускорила уход в онлайн продажи на рынке недвижимости, хотя эта тенденция развивается давно. В таких условиях у специалиста, который умеет создать и упаковать девелоперский продукт в «цифровую оболочку», ключевая роль. Он отвечает за представление проекта на самых разных коммуникационных онлайн-площадках, продвигает и совершенствует его.
Однако именно в секторе digital-маркетинга произошли наиболее заметные изменения в последние два месяца. В октябре, впервые с начала пандемии, количество вакансий digital-маркетологов сократилось на 20%, а конкуренция возросла до 15-20 кандидатов на позицию. Заработная плата таких специалистов сегодня – 80-150 тыс. руб. в месяц (полная занятость), в случае проектной работы – 60-120 тыс. руб. в месяц.
Тем не менее, отмечают в агентстве, тренд на цифровизацию долгосрочный и достаточно мощный, поэтому спрос на digital-специалистов все равно восстановится, особенно если произойдет новый локдаун, и все продажи придется снова перевести в online. Помимо этого, увеличилось на 30% число digital-маркетологов на проектном режиме работы, что станет весьма распространенной практикой в случае нового режима самоизоляции. Поэтому digital-маркетологи имеют наибольшие шансы вновь встать востребованными в ближайшие месяцы.