Гостиничный рынок достиг дна: Итоги 2 квартала 2020 года
10.08.2020
Рекордно низкие показатели гостиничного рынка Москвы и Санкт-Петербурга во II квартале 2020 года не стали сюрпризом. Нарастающая отрицательная динамика была очевидна уже после 11 марта 2020, усугубившись в дальнейшем на фоне закрытия границ и перехода к режиму самоизоляции.
Динамика операционных показателей гостиниц Москвы
В Москве средневзвешенная загрузка международных брендированных гостиниц во втором квартале 2020 года составила 12,4%, что на 84% ниже аналогичного показателя 2019 года (79,5%). Средневзвешенный тариф по рынку (ADR) снизился на 13% до 6 560 рублей годом ранее, при этом основное снижение тарифов наблюдается в демократичных сегментах рынка. Таким образом, средневзвешенный показатель доходности на номер (RevPAR) снизился более чем на 86% до критически низкого уровня – 815 рублей.
«Во втором квартале 2020 года падение показателя RevPAR составило 84-93%, в зависимости от сегмента. Тем не менее, динамика операционных показателей в течение квартала была разнонаправленная. Апрель и май характеризовались отрицательным ростом, в то время как в июне наметились первые признаки восстановления. Как и прогнозировалось, быстрее всего восстанавливаются гостиницы верхнего предела среднего ценового сегмента (upper midscale) и среднего ценового сегмента (midscale). Уже в июне в гостиницах данных сегментов наблюдалась загрузка на уровне 23-26%. Гостиницы более дорогих сегментов восстанавливаются медленнее в связи с отсутствием деловых путешественников, туристов и MICE- мероприятий. Мы ожидаем, что подобная ситуация сохранится до конца сентября-начала октября», – комментирует руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Яна Уханова.
![](/upload/medialibrary/b36/b36bf1ea32fb51a1129ee4a631deaf7f.png)
При этом, если гостиницы более демократичных ценовых сегментов пошли на существенное снижение тарифов, то гостиницы высоких ценовых сегментов пока не прибегают к данной практике, что позволит рынку избежать эффекта домино и быстрее восстановиться с появлением окрепнувшего спроса.
Темпы бронирования по гостиницам Москвы составляют около 30% к аналогичному периоду прошлого года, подобная динамика характерна для июля, августа и сентября, что подтверждается также данными о бронированиях, предоставленными компанией TravelLine.
![](/upload/medialibrary/d7f/d7fd7d93eda4f62f5a08b4811be14ecf.png)
До конца года мы ожидаем запуск трех крупных гостиниц. Во многом их открытие будет зависеть от восстановления рынка, в связи с чем может произойти перенос некоторых проектов на 2021 год.
![](/upload/medialibrary/0da/0dacd4eb50b862c943f6f7171a40e55d.png)
Динамика операционных показателей гостиниц Санкт-Петербурга
В Санкт-Петербурге средневзвешенная загрузка международных брендированных гостиниц во втором квартале 2020 года составила 5,2%, что на 93% ниже аналогичного показателя 2019 года (77,5%). Средневзвешенный тариф по рынку (ADR) снизился на 43% до 5 352 рублей. Доходность на номер (RevPAR) снизилась на 96% и составила 280 рублей рублей.
![](/upload/medialibrary/bc5/bc5a1b6ff16e743b3c6a9f5bac76de3b.png)
Гостиничный рынок Санкт-Петербурга во II квартале 2020 года испытал еще более сильное снижение RevPAR, нежели московский гостиничный рынок – в среднем на 96-97%.
«В отличие от Москвы, первым стал восстанавливаться верхний предел высокого ценового сегмента (upper upscale), который в июне продемонстрировал загрузку на уровне 19%, существенно выше остальных сегментов. Во многом это связано с тем, что индивидуальные туристы, особенно из Москвы, решили воспользоваться ситуацией и посетить Санкт-Петербург в период белых ночей. Также гостиницы Санкт-Петербурга стали предлагать привлекательные цены на проживание, в среднем опустив тарифы в 2 раза, благодаря чему многие гости смогли позволить себе размещение в отелях более высоких ценовых сегментов», – уточняет руководитель департамента гостиничного бизнеса JLL Яна Уханова.
Положительная динамика ощущалась в июне и июле. Однако по мере окончания сезона белых ночей наблюдается снижение интереса к Санкт-Петербургу, что также подтверждается данными о бронированиях системы TravelLine.
![](/upload/medialibrary/d53/d53b6fa49983fdaea9336434a940f98b.png)
Лето внутреннего туризма
Используя данные TravelLine, мы также решили проанализировать российское лето внутреннего туризма. В целом, можно говорить о том, что календарное лето в этом году будет отличаться от отпускного, и многие россияне предпочтут перенести свой отпуск на сентябрь, что также повлияет на сроки возвращения бизнес-путешественников в деловые города.
По всей России, как никогда, пользуются популярностью рекреационные объекты, SPA-отели, санатории, загородные комплексы, которые демонстрируют устойчиво высокий уровень спроса.
При этом, высокий уровень спроса, существенно опережающий показатели прошлого года, наблюдается на всех основных внутрироссийских направлениях:
- В первую очередь, демонстрируют высокие показатели курорты Краснодарского края. Интересен тот факт, что наибольшим спросом пользуются объекты категории 4 и 5 звезд, а более демократичные объекты размещения отмечают уровни спроса, сопоставимые с прошлым годом.
- Очень высокий уровень спроса демонстрируют загородные комплексы Ленинградской области, пользуясь небывалым ажиотажем и демонстрируя высокие уровни загрузки. Аналогичная тенденция наблюдалась уже в 2010 году, когда многие москвичи в условиях пожаров в Московской области, предпочли уехать из столицы и провести отпуск в Ленинградской области.
- Московская область, Карелия, Алтай также демонстрируют высокий уровень спроса, при этом на всех направлениях мы видим его перераспределение с летних месяцев на сентябрь.
![](/upload/medialibrary/613/6134584a2fde12316dc75eec36416e00.png)
![](/upload/medialibrary/260/260a9a1594c0566abb2f89ba986581b2.png)
![](/upload/medialibrary/3ce/3cec400bcafe9015fd335a475113ed4d.png)
![](/upload/medialibrary/935/9356b43495bff47a8c583e0be382e5f7.png)