Город и природа: от соперничества к гармонии
У девелоперов городской застройки наблюдаются крайне противоречивые отношения с зелёными насаждениями. С одной стороны, площадь, занятая какой-нибудь небольшой рощей и расположившаяся на территории престижного района, так и просит построить на ней жилое здание. С другой стороны, близость к очагам живой природы ощутимо повышает стоимость жилья – до 20%! Подобная дилемма порой однозначно разрешается в пользу нового строительства, однако в последнее время важности развития городского пространства, особенно парковых зон, уделяется подчёркнутое внимание.
Очевидно, что парки и скверы – это «лёгкие» города. Невозможно сохранить здоровую атмосферу в мегаполисе без этих живых фильтров, очищающих воздух от выхлопных газов и других вредных выбросов. В среднем взрослое дерево за сутки способно очистить около полутора тысяч литров воздуха. Парк, плотно засаженный растительностью, уменьшает запылённость воздуха на 40% по сравнению с воздухом около оживлённой автомобильной трассы. Кроме того, растения очищают воздух от болезнетворных микроорганизмов. Ну и, конечно, нельзя переоценить важность зелёных зон как рекреационных пространств для отдыха и досуга горожан.
Нормативы ВОЗ предписывают, чтобы на каждого жителя мегаполиса приходилось не менее 50 кв. м. зелёных насаждений в черте крупного города и не менее 300 кв. м. – в пригороде. При отсутствии зелёных пригородов доля озеленения внутри городской черты должна быть в шесть раз больше! Москва серьёзно не дотягивает даже до минимальной цифры: сейчас на одного жителя здесь приходится около 18 кв. м. зелени, притом, что природных зон в пригородах не хватает просто катастрофически – все они активно застраивались жилыми корпусами, начиная с 90-х гг.
Правовые нормы озеленения в России до сих пор не регламентированы в каком-либо едином документе, что создаёт проблемы в правоприменении. В основном, озеленение происходит по остаточному принципу, зелёные насаждения распределяются по территориям, оставшимся свободными после ремонта дорог, строительства жилых и нежилых объектов, обновления инженерной инфраструктуры. Обязательность формирования зелёных зон оговорена санитарными правилами разве что для отдельных случаев: обустройства территории вокруг предприятий, больниц, учебных учреждений, железнодорожных путей, источников, предназначенных для питьевого водоснабжения, и т.п. Озеленение в жилых районах зависит исключительно от воли местных чиновников, и остаётся лишь надеяться на их должную сознательность.
И, тем не менее, самым зелёным мегаполисом в мире до сих пор является именно российский – Москва. Зелёные насаждения в нашей столице занимают около 30% территории, что очень существенно для оживлённо развивающегося многомиллионного города. Правда, состояние московских зелёных зон оставляет желать лучшего: огромная техногенная и антропогенная нагрузка приводит к ослаблению и болезням деревьев и растений, особенно страдают хвойные леса.
Ситуация, с одной стороны, довольно печальная. Но с другой – наследие прошлых лет, когда в Москве и вокруг неё активно создавались обширные парковые зоны, всё ещё не растрачено, и городские власти уже осознали, что необходимо позаботиться о сохранении и приумножении городской природы. К этим двум факторам присоединяются соображения девелоперов, которые понимают, насколько для столичных жителей стала важна рекреационная инфраструктура поблизости от жилья. Существующие парки Москвы активно развивают в сторону улучшения качества рекреационных пространств. Показательный пример – Парк Горького, где были проведены масштабнейшие работы по реставрации территории, созданию новых клумб и газонов, очищению прудов, формированию мест для активного и расслабленного отдыха на лоне природы. К 2016 г. планируется реконструкция всех столичных парков, также успешно проводится программа «Народный парк» по созданию рекреационных зон на месте заброшенных территорий поблизости от жилья. Наиболее амбициозным проектом является парк «Зарядье», который, согласно плану, к 2017 г. раскинется поблизости от Кремля.
Девелоперы пока что проявляют мало интереса к развитию зелёных зон в столице и других городах России. Дело в том, что в нашей стране пока что не научились методам извлечения прибыли из них. Как правило, строительство на территории парков запрещено или строго регламентировано, поэтому застройщики просто игнорируют их. А вот ничем не защищённые городские скверы и другие небольшие зоны с зелёными насаждениями подвергаются весьма халатному обращению: выкорчёвывание деревьев и кустарников при строительстве, если они мешают ходу работ, например, проезду строительной техники, должно компенсироваться посадкой новых деревьев, но при этом часто срубается большое количество многолетних деревьев, пышных и высоких. Они заменяются молодыми саженцами, что сильно обедняет зелёные зоны – пройдёт много лет, прежде чем они разовьются до полноценных деревьев, и экологическая обстановка в районе станет столь же благополучной, как и до строительства. Можно предъявить претензии и к озеленению придомовых территорий – упор здесь делается на ландшафтный дизайн, а не на соблюдение экологического равновесия. Порой осуществляются совершенно бессмысленные и непрактичные дизайнерские идеи, спиливаются ценные деревья, а на их местах высаживают декоративные кустарники или сооружают причудливые, дорогостоящие в реализации клумбы.
Но в целом можно заключить, что будущий прогноз по озеленению, по крайней мере в столичном регионе, благоприятен. Уже создано много новых парков, и в планах – ещё большее количество, а застройщики, возводящие жилые дома, начинают понимать всю важность природных зон вблизи зданий. Такие названия жилых комплексов, как «Николин Парк», «Парковый», «Garden Park Эдальго» говорят сами за себя – расположенность неподалёку от парков и благоприятная экология района являются одними из основных привлекательных черт этих ЖК.