Первым делом: самые востребованные нежилые помещения в многоквартирных домах
06.04.2020
В условиях введения режима работы на дому для многих все большее значение приобретает инфраструктура, которая находится если не в самом жилом комплексе, то в пределах 5 минут ходьбы от места жительства. Поэтому в выигрыше оказываются жители домов, расположенных в давно сложившихся столичных районах, а также новостроек с собственной инфраструктурой на первых этажах жилых домов.
Однако практика показывает, что дома, недавно введенные в эксплуатацию, достаточно медленно «обрастают» объектами торговли и услуг — заполнение вакантных площадей может происходить в течение 1-2 лет с момента ввода. Также это зависит от масштаба жилого комплекса: корпуса разных очередей заполняются арендаторами, соответственно, по мере появления всё новых арендных площадей.
Сейчас, по оценкам специалистов «БЕСТ-Новострой», максимальный инвестиционный спрос сосредоточен на нежилых помещениях стоимостью до 100 млн руб., расположенных прежде всего в корпусах на первой линии (не во дворах). На топе по числу заявок — площади под аптеку, салон красоты, супермаркет, спортивный клуб. Под аптеку инвесторы рассматривают помещения до 50-100 кв. метров, при этом более просторное помещение могут совместить с оптикой, ортопедическим салоном. Под салон красоты также ищут площади от 50 кв. м, чтобы оборудовать как минимум рабочее место парикмахера и мастера маникюра, при этом инвесторам наиболее интересны предложения в уже заселенных спальных районах. Средние сетевые супермаркеты готовы арендовать помещения от 150 до 500 кв. метров, а владельцы спортзалов, например, студии йоги — около 300 кв. метров. Для оборудования полноценного фитнес-центра с бассейном потребуется 2-2,5 тыс. кв. метров, и такие помещения может сдавать сам застройщик.
Анализ инфраструктуры столичных жилых комплексов, введенных в эксплуатацию в период с июля по декабрь 2019 года, показал, что полугода явно недостаточно, чтобы арендаторы «осели» в только что сданных домах — что объяснимо, ведь им также требуется время на ремонт и запуск бизнеса. Так, например, своя инфраструктура среди «свежих» ЖК есть только в самых крупных из них — например, в ЖК «Царская площадь» (289,7 тыс. кв. м — здесь есть ресторан Parisien прямо внутри комплекса, а также свой фитнес-центр, по соседству расположен БЦ «Монарх» с многочисленными кафе) и SREDA (785 тыс. кв. м — здесь открыт супермаркет, паб, салон красоты, а рядом находится ТЦ «Город» с различными торговыми и сервисными точками и кинотеатром). Стоит заметить: чем масштабнее комплекс — тем выше вероятность, что различные предприятия здесь откроются и это произойдет быстрее, чем в точечных проектах.
Что касается элитных домов, то почти все они, за счет расположения в центральных районах Москвы, находятся по соседству с множеством кафе, ресторанов, супермаркетов, салонов красоты, аптек и банков. К тому же элитные ЖК заселяются дольше по причине длительной экспозиции квартир и долгих ремонтов (ремонт в элитной квартире может продолжаться в среднем 2 года). Еще и поэтому коммерческие помещения в высокобюджетных новостройках заполняются далеко не сразу. Хотя часть из них может быть расположена в здании и работать в том числе и на «внешнюю» публику — например, магазин мебели в недавно сданной 2-й очереди ЖК Grand Deluxe на Плющихе.
А вот, например, в жилых комплексах, сданных в 2018 году, к настоящему времени своя инфраструктура уже появилась в большинстве случаев: «Счастье в Мневниках» (супермаркет и сауна); ЖК «Суббота» (супермаркет); «Ясный» (кофейня, парикмахерская, салон красоты, супермаркет); «Аннино Парк» (супермаркет, детский сад, салон красоты, магазин товаров для ремонта); The MID (салон красоты и стоматология); «Люблинский. Дом у сквера» (салон красоты).
«Карантин — временная мера, к тому же аптеки и супермаркеты, небольшие продуктовые магазины будут работать в любом случае, поэтому сейчас может вырасти спрос со стороны инвесторов прежде всего на такие площади, расположенные в новостройках, — комментирует Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой». — Это коснется в первую очередь уже сданных домов или корпусов в высокой стадии готовности, расположенных рядом с заселенными домами (например, вторая, третья очередь масштабного комплекса)».
Однако практика показывает, что дома, недавно введенные в эксплуатацию, достаточно медленно «обрастают» объектами торговли и услуг — заполнение вакантных площадей может происходить в течение 1-2 лет с момента ввода. Также это зависит от масштаба жилого комплекса: корпуса разных очередей заполняются арендаторами, соответственно, по мере появления всё новых арендных площадей.
Сейчас, по оценкам специалистов «БЕСТ-Новострой», максимальный инвестиционный спрос сосредоточен на нежилых помещениях стоимостью до 100 млн руб., расположенных прежде всего в корпусах на первой линии (не во дворах). На топе по числу заявок — площади под аптеку, салон красоты, супермаркет, спортивный клуб. Под аптеку инвесторы рассматривают помещения до 50-100 кв. метров, при этом более просторное помещение могут совместить с оптикой, ортопедическим салоном. Под салон красоты также ищут площади от 50 кв. м, чтобы оборудовать как минимум рабочее место парикмахера и мастера маникюра, при этом инвесторам наиболее интересны предложения в уже заселенных спальных районах. Средние сетевые супермаркеты готовы арендовать помещения от 150 до 500 кв. метров, а владельцы спортзалов, например, студии йоги — около 300 кв. метров. Для оборудования полноценного фитнес-центра с бассейном потребуется 2-2,5 тыс. кв. метров, и такие помещения может сдавать сам застройщик.
Анализ инфраструктуры столичных жилых комплексов, введенных в эксплуатацию в период с июля по декабрь 2019 года, показал, что полугода явно недостаточно, чтобы арендаторы «осели» в только что сданных домах — что объяснимо, ведь им также требуется время на ремонт и запуск бизнеса. Так, например, своя инфраструктура среди «свежих» ЖК есть только в самых крупных из них — например, в ЖК «Царская площадь» (289,7 тыс. кв. м — здесь есть ресторан Parisien прямо внутри комплекса, а также свой фитнес-центр, по соседству расположен БЦ «Монарх» с многочисленными кафе) и SREDA (785 тыс. кв. м — здесь открыт супермаркет, паб, салон красоты, а рядом находится ТЦ «Город» с различными торговыми и сервисными точками и кинотеатром). Стоит заметить: чем масштабнее комплекс — тем выше вероятность, что различные предприятия здесь откроются и это произойдет быстрее, чем в точечных проектах.
Что касается элитных домов, то почти все они, за счет расположения в центральных районах Москвы, находятся по соседству с множеством кафе, ресторанов, супермаркетов, салонов красоты, аптек и банков. К тому же элитные ЖК заселяются дольше по причине длительной экспозиции квартир и долгих ремонтов (ремонт в элитной квартире может продолжаться в среднем 2 года). Еще и поэтому коммерческие помещения в высокобюджетных новостройках заполняются далеко не сразу. Хотя часть из них может быть расположена в здании и работать в том числе и на «внешнюю» публику — например, магазин мебели в недавно сданной 2-й очереди ЖК Grand Deluxe на Плющихе.
А вот, например, в жилых комплексах, сданных в 2018 году, к настоящему времени своя инфраструктура уже появилась в большинстве случаев: «Счастье в Мневниках» (супермаркет и сауна); ЖК «Суббота» (супермаркет); «Ясный» (кофейня, парикмахерская, салон красоты, супермаркет); «Аннино Парк» (супермаркет, детский сад, салон красоты, магазин товаров для ремонта); The MID (салон красоты и стоматология); «Люблинский. Дом у сквера» (салон красоты).
«Карантин — временная мера, к тому же аптеки и супермаркеты, небольшие продуктовые магазины будут работать в любом случае, поэтому сейчас может вырасти спрос со стороны инвесторов прежде всего на такие площади, расположенные в новостройках, — комментирует Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой». — Это коснется в первую очередь уже сданных домов или корпусов в высокой стадии готовности, расположенных рядом с заселенными домами (например, вторая, третья очередь масштабного комплекса)».