Эволюция покупательских предпочтений в контексте истории рынка жилья
Специалисты рассказали об изменениях предпочтений и приоритетов покупателей московского жилья эконом и комфорт-класса. По экспертным оценкам, на сегодняшний день покупатели в этой категории уделяют огромное внимание не только стоимости жилья, но и его качеству, а также экологической обстановке прилегающих территорий. Более того, хорошая экология района и новые, качественные инженерные коммуникации в здании стали для потребителей более существенными, чем близость жилья к центру города, а наличие парковки во дворе – более весомый фактор, чем проведённый в квартиру телефон.
Как отмечается, в начале развития российского рынка недвижимости в свободной продаже наблюдался явный дефицит жилья. В подобной ситуации часто единственным, что имело значение, была сама возможность купить квартиру. На данный момент предложение в сфере недвижимости велико и отличается разнообразием, так что на первый план выходит комфортабельность жилья. Потребительские характеристики жилплощадей обретают приоритетное значение.
Специалисты говорят, что значение инженерной инфраструктуры сильно возросло. В течение большого периода покупатели почти игнорировали этот фактор. Однако приблизительно с середины 2000-х годов взгляд на недвижимость в сознании потребителей значительно изменился – это было связано с массовым появлением в продаже квартир современного типа. Покупатели воспринимают как один из самых существенных фактор качества коммуникаций в доме. Это, к слову, служит одной из причин падения популярности «сталинских» домов. «Сталинки», прежде одни из самых престижных зданий, теперь не могут конкурировать с монолитными и монолитно-кирпичными ЖК, обладающими отличными потребительскими характеристиками. Жильё в «сталинских» зданиях теперь стоит в среднем на 21,5% меньше, чем квартиры в монолитных ЖК, заявляет Аналитический центр ИНКОМ-Недвижимость.
Экологическая обстановка и близость дома к зонам отдыха – критерий повышенной значимости для покупателей в последние годы. Близость к парку увеличивает количество желающих приобрести жильё, а вместе с тем и его цену – примерно на 10-15%. Одним из ярких примеров риэлторы компании ИНКОМ-Недвижимость назвали жилой квартал, расположенный в Вешняках. Это территория между улицей Юности, Жемчуговой аллеей, Вешняковской улицей. С одной стороны микрорайон граничит с парком «Радуга», где находится Большой Графский пруд, с другой стороны он примыкает к усадьбе Кусково, некогда принадлежавшей графам Шереметьевым. Средняя стоимость жилья в этом микрорайоне приблизительно на 10% превышает среднюю стоимость по Вешнякам. Важность экологии, по мнению специалистов, влияет на то, что многие клиенты, которые в состоянии приобрести жильё в центре города, устремляются на периферию, приобретая квартиры в удалённых жилых комплексах в непосредственно близости от природных зон, или переезжают за город.
Согласно наблюдениям риэлторов, рост обеспеченности населения автотранспортом и уменьшение количества свободного пространства в городе вызывают увеличение интереса к жилью, обеспеченному придомовой парковкой или крытым паркингом.
Наличие стационарного телефона в квартире благодаря повсеместному распространению мобильной связи вообще потеряло какое-либо значение. Ещё 12 лет назад, по словам риэлторов, этот вопрос имел принципиальный характер. Теперь же городской телефон перестал быть основным средством связи, и квартиры, ранее из-за отсутствия установленного телефона терявшие в цене от 1 до 5 тыс. долл., теперь стоят столько же, сколько квартиры с телефоном.
Вопрос совмещённого/раздельного санузла также потерял актуальность. Прежде всего, это произошло потому, что у людей появилось гораздо больше возможностей улучшения условий проживания, исчезли перенаселённые квартиры. Кроме того, современное жильё с большим числом комнат сейчас зачастую имеет больше одного санузла.
При анализе спроса на жильё из массового сегмента рынка специалисты в целом отмечают, что неподвластный ни времени, ни личным вкусам критерий выбора - соотношение цены и качества. Риэлторы также выделяют неизменно актуальные особенности в плане спроса среди определённых категорий покупателей. Так, молодые люди, не обременённые семьями, наименее склонны следовать традициям и стереотипам, отличаются значительно демократичностью в выборе. Молодые семьи отдают предпочтение квартирам, которые соответствуют следующим критериям: качество здания, состояние подъезда, высокая транспортная доступность, инфраструктура, рассчитанная на детей. Качество самой квартиры для них не имеет большого значения, так как чаще всего они планируют ремонт. Пожилые люди, напротив, придают большое значение состоянию жилплощади, а из инфраструктуры для них важно наличие поблизости социальных объектов и поликлиник. Клиенты последней категории особенно ценят социальные связи, для них в приоритете то, насколько обжита территория. С годами люди теряют желание менять район проживания и стремятся выбрать новое жильё достаточно близко к прежнему.