«Осеннее обострение» в городе
Типично осеннее время характеризуется повышением покупательской активности на рынке городской недвижимости. Однако одновременно со спросом в данный период возрастает число клиентов «со странностями». Эксперты компании «Метриум Групп» приводят самые запоминающиеся обращения на рынке городской недвижимости за последние годы.
Подпольный миллионер
На рынке городской недвижимости, равно как и на загородном, есть клиенты, которые вошли в список «черных» покупателей и обосновались там надолго. Среди таких «постоянных посетителей» риэлтерских агентств – молодой человек, известный под именем Кирилл Воронков. Легенда, которую он рассказывает брокерам, мало отличается от дестяков подобных историй – сын богатых родителей желает купить элитную квартиру в Москве. При этом молодой человек рассматривает исключительно жилье с дизайнерским ремонтом, поскольку не может самостоятельно заниматься отделкой по причине сильной занятости.
На покупку жилья он не решается около десяти лет, однако регулярно ездит на просмотры, как на экскурсию. Сложно сказать, чем руководствуется при этом мужчина, однако опытные риэлтерские компании давно обходят его стороной, поскольку знают его подлинную биографию – несмотря на мифические миллионы, Кирилл живет в съемной квартире на окраине Москвы.Впрочем, молодого человека не слишком огорчает тот факт, что столичные риэлторы уже отказываются с ним работать. В результате, Кирилл начал рассматривать и другие варианты – теперь его все больше интересует жилье в городах Европы. Поэтому вполне возможно, что отныне на своеобразные «экскурсии» его возят уже европейские специалисты по недвижимости.
Криминальный авторитет
Это воскресное дежурство запомнилось брокеру компании «Метриум Групп» надолго. В половине девятого вечера, когда он уже собирался домой, с ресепшн раздался звонок. Риэлтору сообщили, что в офис приехали клиенты – муж и жена, желающие купить апартаменты. Сказать, что агент удивился – не сказать ничего, ведь никаких переговоров в тот день у него назначено не было. Тем не менее, он заказал пропуск и стал ждать. Когда через 10 минут в офис никто не явился, менеджер забеспокоился – дежурство подходило к концу и ему уже грезились домашние тапочки, ужин и телевизор. Он позвонил на ресепшн. Как выяснилось, клиентов не пропустила служба безопасности - в сумке у мужчины обнаружили… тесак. Пока потенциальный покупатель возвращался к машине, чтобы выложить холодное оружие, агент успел порадоваться, что в бизнес-центре стоят металлодетекторы. В ходе переговоров и заключения сделки менеджер еще не раз мысленно благодарил специалистов службы безопасности, ведь сначала покупатель упомянул про свое богатое криминальное прошлое в «лихие» 90-е, потом настоятельно просил агента посодействовать в продаже его коммерческой недвижимости (полуподвального помещения в Вологодской области) и в довершение ко всему, устроил в офисе скандал с женой, который закончился дракой. Брокеру пришлось разнимать горе-супругов.
Эх, Вася-Вася…
Однажды к специалистам «Метриум Групп» обратился ничем не примечательный мужчина, назовем его Василий. Он попросил агентов подобрать ему самую дорогую однокомнатную квартиру в пределах 3,1 млн. руб. Разоткровенничавшись с риэлтором, клиент рассказал практически невероятную историю о том, что пару дней назад он возвращался домой «под парами» и возле своего подъезда обнаружил бесхозный пакет. Оставить без внимания забытую кем-то вещицу мужчина не смог. Проснувшись утром, на свежую голову он произвел ревизию содержимого сумки и обнаружил в ней 3,1 млн. руб. Найти хозяина потерянного капитала или обратиться в полицию мужчина не посчитал нужным – слишком велик оказался соблазн. К тому же в голове быстро созрел план, куда можно потратить нежданно свалившуюся наличность. Квартиру брокеры подобрали Василию довольно скоро, столь же стремительным было и подписание договора долевого участия. Однако завершить сделку им было не суждено - то ли закон бумеранга сыграл с Васей злую шутку, то ли тесная дружба с «зеленым змеем», то ли вовсе сумка с деньгами оказалась плодом его фантазии. Так или иначе, но в день оплаты Василий до агентства не добрался - он решил отметить покупку и зашел по дороге в питейное заведение. Халявные деньги растворились...
Джентльмен удачи
Пару лет назад сразу в нескольких риэлтерских агентствах Москвы произошли похожие случаи. Сначала в компании раздавался звонок. Потенциальный покупатель по телефону представлялся высокопоставленным сотрудником нефтегазовой корпорации и горел желанием приобрести несколько элитных квартир с целью инвестиций. После чего назначалась встреча в офисе и заказывался пропуск на Bentley. Когда клиент появлялся на пороге фирмы, брокерам не могла даже прийти в голову мысль о его неблагонадежности: дорогой костюм и аксессуары, ослепительная улыбка и живой интерес к объектам располагали к себе. Покупатель смотрел презентации нескольких комплексов, задавал множество вопросов и активно советовался по поводу инвестиционной привлекательности той или иной квартиры. Через час-полтора обстоятельной беседы покупатель жаловался на недомогание и выходил из переговорной на несколько минут. После возвращения переговоры возобновлялись, а еще через какое-то время в офис приезжал курьер из интернет-магазина с телефоном за пару сотен тысяч рублей. Клиент очень извинялся перед менеджерами, что заказал доставку к ним в компанию, но постоянная загруженность и жесткий график не позволяют ему как-то по-другому приобрести желанный гаджет. После чего просил прерваться на несколько минут, чтобы он мог убедиться в рабочем состоянии телефона и оплатить покупку. После того, как аппарат оказывался в руках клиента, он еще раз выходил из переговорной, ссылаясь на плохую связь, и бесследно растворялся в пространстве вместе с дорогим мобильником. Хватались пропавшего покупателя минут через десять, а еще через какое-то время выяснялось, что никаких Bentley и охраны, с которой якобы приехал клиент, на парковке бизнес-центра никто не видел.
Агрессоры
На рынке городской недвижимости риэлторам также приходится иметь дело с агрессивно настроенными покупателями, либо людьми, которые осознанно провоцируют брокеров на конфликт. Такие клиенты, как правило, постоянно подчеркивают свой статус, иногда настолько перегибая палку, что брокерам волей-неволей приходят в голову мысли об обостренной мании величия. Так, пару лет назад на рынке появилась клиентка, запомнившаяся московским брокерам надолго. Это была женщина-психолог (так она представилась), которая обошла практически все агентства недвижимости и сознательно провоцировала на конфликт риэлторов. Особое удовольствие ей доставляло общение с неопытными брокерами, которые еще не успели выработать «иммунитет» к привередливым покупателям. Свои атаки клиентка начинала сразу – в тот момент, когда ей приносили кофе, он оказывался не той марки, не с теми сливками, слишком горячий и т.д. Затем она долго не могла определиться с выбором объекта – то ей казалось, что площадь маловата, то вид из окна и их расположение не то (на юг – в квартире будет слишком жарко, на восток или запад – темно, на север – холодно), то стоимость не устраивает. Наконец, когда она определялась и выбирала квартиру, выяснялось, что она рассчитывает на огромную скидку. До подписания документов и заключения сделки дело так ни разу и не дошло – как только клиентка видела составленный договор, она бесследно исчезала из поля зрения агентов. Брокеры, подбиравшие ей варианты покупки, подозревают, что женщина отрабатывала на них какие-то психологические тактики или собирала материал для научного труда. Видимо, данных для исследования набралось достаточно и она села за написание статьи или диссертации, оставив риэлторов в покое.
Как рассказывает Мария Литинецкая, генеральный директор компании «Метриум Групп», рынок недвижимости с уверенностью можно назвать одним из самых непредсказуемых с точки зрения определения адекватности клиентов. Поэтому брокеры, как правило, отрабатывают даже самые невероятные запросы покупателей. На рынке недвижимости нередки случаи, когда квартиры приобретают клиенты, которых с первого взгляда можно принять за людей без определенных места жительства и занятия. Или покупатель предъявляет к объекту странные, на первый взгляд, требования, а потом, пообщавшись с клиентом, брокер понимает, что не такие уж они и странные. Например, в нашей практике был случай, когда покупатель рассматривал квартиры исключительно на первых этажах зданий. Учитывая, что согласно постановлению Правительства Москвы все первые этажи в новостройках отдаются под коммерческую недвижимость, подобрать вариант клиенту на первичном рынке недвижимости было непросто. Однако покупатель был непреклонен – только первый этаж и только новостройка. Когда брокеры поинтересовались, чем же обусловлен такой выбор, клиент рассказал, что в прошлом работал летчиком гражданской авиации и в один из рейсов с ним произошла внештатная ситуация – у самолета отказали двигатели. Несмотря на то, что лайнер удалось посадить, а экипаж и пассажиры отделались легким испугом, летчик уволился из авиации и с тех пор панически боится высоты.