Проблемы жилья военнослужащих большая и актуальная проблема сегодняшнего дня
Военнослужащие, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть уволены с военной службы с оставлением их в списке очередников на получение жилых помещений при отсутствии их согласия на такое увольнение. В случаях, когда военнослужащие, настаивая на досрочном увольнении с военной службы по вышеназванным основаниям, согласились уволиться без предоставления жилья, основания для их последующего восстановления на военной службе для обеспечения жилыми помещениями прекращаются.
Если военнослужащие не соглашаются с их увольнением с военной службы без предоставления жилья, они не могут быть уволены без предоставления жилья (Постановление Пленума ВС РФ от 14.02.2000 г. № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»).
Право на жилье возникает как у самого военного, так и членов его семьи, которыми являются только постоянно с ним проживающие супруг, дети, родители, иные лица, которые будут признаны судом членами семьи увольняющегося военнослужащего (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2009 г. N 903 «О предоставлении в 2009 году гражданам, уволенным с военной службы, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности»). При этом члены семей военнослужащих не обладают самостоятельным правом на получение жилья, их право членов семей военнослужащих на получение жилого помещения производно от права на получение жилья самого военнослужащего. Даже получение жилого помещения членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего является лишь следствием нереализованного при жизни военнослужащего его права на получение жилья.
С семьей военнослужащего, увольняющегося из рядов армии, должен заключаться договор социального найма на предоставления жилья, который в полной мере закрепляет право на приватизацию полученной квартиры. На практике военнослужащим предоставляются квартиры по договорам найма, а так же по инвестиционным и предварительным договорам, в соответствии с которыми зачастую право собственности приходится оформлять в судебном порядке. При этом не стоит путать договор социального найма с договором найма служебного жилья, в соответствии с которым семье военнослужащего может предоставляться жилье на время службы, и в соответствии с которым данная семья может быть выселена при прекращении срока действия данного договора или по иным основаниям, установленным договором или законом.
Если семья военнослужащих освобождает жилое помещение, то оно может быть предоставлено только другой семье военнослужащих, и никому иному (Закон «О статусе военнослужащих» ст. 15). Однако в данном случае речь идет о жилищном фонде Министерства обороны, если же жилье попадает в муниципальный фонд, то местные органы жилищной власти вправе распределить такое освободившееся жилье иным категориям лиц, если на момент освобождения квартиры военный уволен в отставку.
Военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства (п. 1 ст. 23, п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»). Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, с членами своей семьи обеспечиваются служебным жильем по месту нахождения воинской части, а при отсутствии там жилья – в близлежащих пунктах.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с действующим законодательством.
При желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
На практике очень не просто решается вопрос обеспечения жильем военнослужащих по избранному ими месту жительства, в п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержится поручение Правительству РФ определить порядок учета военнослужащих, избравших после увольнения с военной службы иное место жительства, и предоставления им жилого помещения в избранном постоянном месте жительства при увольнении по «льготным» основаниям. Однако до настоящего времени соответствующее Постановление Правительства РФ не издано, чем и обусловлены изложенные выше проблемы.
Как видно, в п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» ничего не сказано про увольнение с военной службы, а также о том, должно ли это увольнение осуществляться до получения жилья по избранному месту жительства либо после его получения. В соответствии с подп. «и» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы зачисление военнослужащего в распоряжение допускается, в частности, и при невозможности своевременного исключения уволенного с военной службы военнослужащего из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных федеральным законом и приведенным Положением, на срок до его исключения. Закон обязывает выдать военнослужащему ГЖС до окончания его военной службы. На практике военного отправляют в запас с оплатой ему полного служебного довольствия, у военного продолжается выслуга лет и до получения жилья военный числится служащим в вооруженных силах.
Законодательство не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем - в целях последующего увольнения и с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства. Однако такие военнослужащие, даже после признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства, не могут претендовать на социальную гарантию, установленную в абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку они обеспечены жильем по прежнему месту жительства - по месту военной службы. Следовательно, препятствий для их увольнения не имеется. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства.
У имеющих жилье военнослужащих по месту службы, его сдача (передача) является обязательным условием получения жилищного сертификата. К тому же в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» служебные жилые помещения в закрытых военных городках предоставляются военнослужащим только на срок военной службы.
Не соответствует закону увольнение необеспеченного жильем военнослужащего с последующим предоставлением ему жилья до исключения из списков личного состава части. В соответствии с подп. «и» п. 2 ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы зачисление уволенного с военной службы военнослужащего в распоряжение командира (начальника) допускается при невозможности своевременного исключения из названных списков только в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением.
В судебной практике вопросы о возможности увольнения военнослужащих, желающих получить жилье не по месту прохождения военной службы, решаются совершенно по-разному, о чем свидетельствует судебная практика Верховного суда РФ. В одних случаях увольнение военнослужащего при наличии у него служебного жилья признается законным, в других - увольнение законным, а исключение из списков личного состава части - незаконным, а в-третьих - само увольнение признается ВС РФ незаконным.
Право на внеочередное получение жилья для военнослужащего в настоящее время предусмотрено только по основаниям ст. 57 ЖК РФ, содержащей исчерпывающий перечень лиц, обладающих таким правом.
В отдельных случаях права военнослужащих ущемлены и практика рассмотрения жилищных споров складывается не в пользу данной категории лиц ввиду того, что правовую определенность в вопросе правоприменения ВС РФ дает без учета особенностей жизни и деятельности семей военнослужащих, в ущерб прав не последних, а членов их семьи.
Так, право обеспечения дополнительной жилой площадью имеют отдельные категории военнослужащих, а именно командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания. Их права подлежат учету, в том числе и при обеспечении ГЖС.
Однако права других членов семьи военнослужащего на дополнительную жилую площадь при расчете размера субсидии по государственному жилищному сертификату не учитываются и могут быть реализованы только при обеспечении их государственной или муниципальной жилой площадью по договору социального найма, что подтверждено Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. N 50-О. Внесение правовой определенности в этот вопрос высшим судебным органом исключает какие-либо дальнейшие комментарии связанной с этим проблематики, но факт сужения прав военнослужащих в этом аспекте остается существующим в действительности.
Подводя итог всему вышеизложенному стоит обратить внимание на три основополагающих момента, а именно, практика реализации предоставления жилья военнослужащим в настоящее время не сформирована, Закон не регулирует детально такого рода взаимоотношения, суды высших инстанций противоречивы и не имеют единообразия судебной практики.
Адвокат Сухов Олег, ведущий юрист «Первого Столичного Юридического Центра»