МЦК и вторичный рынок недвижимости: кто выиграет от новой магистрали?
Риэлторы столичного агентства «Remos» в числе первых пассажиров совершили 10 сентября 2016 года поездку по только-только открывшейся железнодорожной магистрали «Московское центральное кольцо». Путешествие по замкнутому маршруту носило не праздно-экскурсионный характер, а вполне себе деловой. Выяснить: как повлияет на вторичный рынок недвижимости расширение в мегаполисе транспортной сети.
Насколько поднимется цена за метр после запуска МКЦ?
Для многих москвичей открытие МЦК — повод пересмотреть привычный маршрут передвижения по городу. Для сотрудников агентств недвижимости — оценить, насколько поднимется в цене стоимость квадратного метра в «окольцованных» районах Москвы.
В сентябре из запланированных остановочных пунктов для обслуживания пассажиров открыли 26 из 31 станции. До конца года ультрасовременная «Ласточка» пока будет пролетать мимо перронов станций «Соколиная гора», «Дубровка», «Зорге», «Панфиловская» и «Коптево». Однако даже беглого взгляда на карту города достаточно, чтобы увидеть: именно эти районы следовало, пожалуй, в первую очередь присоединить к железнодорожной артерии.
— Начало движения по Малому Московскому кольцу пассажирского транспорта, которое в столице, действительно, ждали, несколько оживит ситуацию на вторичном рынке недвижимости, — считает директор риэлторского агентства «Remos» Дмитрий Горбачев. — Подчеркну, оживит, но сегодня не кардинально изменит ситуацию в этом сегменте.
Почему специалист несколько скептически отзывается о последствиях хрестоматийного случая, при котором цены на недвижимость идут вверх — обеспечена транспортная доступность, значит, квадратный метр стал дороже. По мнению Дмитрия Горбачева, на серьезный рост-падение цен на рынке недвижимости в большей степени влияют общеполитические и экономические факторы. Но запуск МКЦ, тем не менее, обеспечит повышение стоимости жилья, особенно в тех районах, где раньше не было, главным образом, станции метро, до которой недолго добираться. В целом текущее состояние рынка таково, что если и оценивать его позитивно, то уместно сказать — он «стоит».
Везде ли вырастет ликвидность квартир?
Близость МЦК, как считает специалист РА «Remos» повысит ликвидность квартир. Причем по этому показателю чуть больше выиграет то жилье, рядом с которым теперь располагается и остановочный пункт кольцевой дороги, и уже существовавшая до этого станция метрополитена. Причем не важно, сколько времени занимает пересадка с одного вида транспорта на другой. Каков же в этом случае порядок цифр, сколько прибавит в цене собственность?
— В тех районах, где МЦК улучшит транспортную ситуацию, следует ожидать рост цен на жилье на 5-10%, — продолжает Дмитрий Горбачев. — Но, на мой взгляд, это коснется только квартир в тех домах, которые, как это ни странно, не проиграли из-за открытия кольцевой ветки.
Что имеет в виду сотрудник риэлторского агентства? Вспомните фильм «Семь» с Бредом Питом, когда он пригласила напарника, полицейского в исполнении Моргана Фримэна. Ушлый риэлтор приглашал чету детектива Миллза на просмотр в строго отведенное время и осмотр квартиры не занимал много времени. Ведь ему надо было завершить показ до того, момента как проедет поезд. И начнут стены ходить стены ходуном, звенеть сервизы в сервантах.
Минус любого жилья возле оживленной магистрали — шум от постоянного движущегося транспорта. Впрочем, представление о комфорте у каждого свое. Равно, как и возможности, не позволяющие улучшить условия проживания и покинуть конкретный район. Для кого-то открытие МЦК станет поводом и сменить место проживания, возможно, что и согласившись вновь оказаться без транспортных удобств. Но зато в новой квартире будет «вид из окна». Строительство кольцевой дороги в некоторых районах подпортило и обзор, поскольку для возведения инфраструктуры пришлось вырубать деревья, рощи, что сделало картинку неприглядной.
Арендодатели потирают руки?
К «виду из окна», не исключено, поднимут требования и люди, выбирающие съемную квартиру. Дмитрий Горбачев прогнозирует, что стоимость аренды жилья в районах, где теперь летает «Ласточка», возрастет. Причем «дешевое» жилье прибавит в цене на 10%, среднее по сумме ежемесячной платы — на 5%.
С развитием транспортной сети владельцу квартиры не придется пояснять потенциальному жильцу, где он территориально сдает метры? Квартиросъемщик в свою очередь, перестанет путать, скажем, «Коптево», что теперь указано на транспортной схеме, и «Капотню», непременно уточняя: это место на окраине Москвы, у МКАДа, где дымит нефтеперерабатывающий завод? Разговор между сторонами не прервется после озвучивания возросшей суммы, поскольку беседу с ищущим жилье в этом районе сегодня можно смело начинать со слов о расположенной в шаговой доступности станции МЦК.
Что еще ждут риэлторы?
В Москве надо приготовиться, если и не к витку застройки прилегающих к дороге территорий, то к некоторому обновлению этих территорий. Представитель РА «Remos» считает, что на месте пустырей, промзон, морально устаревших гаражных комплексов вполне могут начать возводить объекты и жилой, и коммерческой недвижимости. Стремительность процесса, впрочем, зависит от финансовых возможностей компаний, готовых инвестировать в строительство.
Начало движения по МЦК улучшило транспортную обстановку в ряде районов, из-за чего ожидаемо должно прибавиться работы у риэлторов. Агентство «Remos» станет надежным партнером для москвичей, кто в новых условиях, решит купить, продать сдать или снять жилье на вторичном рынке столичной недвижимости, предложив наиболее удобные варианты.