Городской lifestyle: парки и сады уже не только для прогулок
Городская жизнь сегодня (и особенно летом) всё чаще связана с походами жителей мегаполисов в городские парки – но не только затем, чтобы подышать воздухом или прогуляться. Здесь можно позаниматься йогой, побегать или покататься на роликах, а ещё и купить понравившуюся вещь – всё чаще торговые точки располагаются рядом с зонами отдыха, а то и вообще включают зоны отдыха в состав многофункциональных центров с целью привлечения дополнительного трафика посетителей. Как это происходит, рассказали сами девелоперы проектов «с парками», аналитики и ландшафтные архитекторы на круглом столе «Парки и сады как часть архитектурно-градостроительной концепции», организованном Институтом Современной Урбанистики и архитектурным бюро «АРХКОН» на фестивале Moscow Flower Show.
В настоящий момент в границах «старой» Москвы идёт развитие 16 проектов комплексного освоения территорий эконом- и комфорт- класса, подсчитывает Екатерина Артёмова, директор департамента консалтинга и аналитики компании «Азбука Жилья». Заявка на «парковую составляющую» заложена даже в самих названиях жилых комплексов (Green Park, River Park, квартал “Берёзовая аллея). Причиной этого является более высокий социальный статус такой недвижимости, часто просто расположенной в непосредственной близости от уже существующих зелёных зон, утверждает Илья Мейтыс, руководитель архитектурного бюро «АРХКОН», вспоминая такой жилой комплекс, как например «Седьмое небо» рядом с Останкинским парком.
Проектные декларации практически всех новостроек содержат пункты, связанные с благоустройством территории: посадкой кустов, деревьев, разбивкой клумб. Впрочем, лишь немногие указывают площадь территории, которая будет отведена под парк или сад. К исключениям можно отнести проект ЗИЛАРТ, где под создание «Пространства природы» девелопер выделяет 28 га при общей площади комплекса 65 га.
В более высоких сегментах, где площадь территории проекта значительно меньше, внимание уделяется развитию садов и оформлению ландшафтов, и такой тренд действительно существует, подтвердили присутствующие эксперты, однако здесь важно понимать разницу между садом и парком. «Сад – явление сугубо эстетическое, - объясняет Илья Мейтыс, руководитель архитектурного бюро «АРХКОН». – Поэтому слишком много функций, в отличие от парка, он нести не будет». Ландшафт, скорее, способен подчеркнуть стилистику проекта, стать продолжением архитектурной концепции. Примером такого благоустройства поделилась Ирина Кирсанова, директор по маркетингу "Пересвет-Инвест», застройщика премиального жилого комплекса «VERSIS» на юго-западе Москвы, созданного в стиле hi-tech. По словам Ирины Кирсановой, «кубы из кустарниковых растений и липы стриженные в куб, являются продолжением и образом архитектуры в живой материи, сочетаясь с металлическими кубами и арт-объектами».
Парковые метаморфозы
Парк - большая благоустроенная территория, отведённая для отдыха или защиты природы - стал прирастать новыми функциями: здесь размещают спортивные площадки, обучают детей и взрослых, устраивают культурные мероприятия, кормят, торгуют. Всё это даёт основание рассматривать его как многофункциональный инфраструктурный объект, являющийся мощнейшей точкой притяжения жителей, а в отдельных случаях – точкой роста городов и, как следствие, повышением инвестиционного потенциала местности. Многие из них сейчас находятся в заброшенном состоянии, в то время как их «новая жизнь» могла бы стать катализатором перемен больших территорий, существенно повышая качество жизни локации и привлекая инвесторов, утверждает Илья Мейтыс, ссылаясь на ситуацию в подмосковных городах: «Нам довелось работать с одним таким городским заказчиком по новому осмыслению уже сформированной природой территории, потенциал которой нужно развить и создать зону, полезную для жителей и интересную для туристов. Интересной ландшафтной особенностью парка является исторический каскад прудов. Мы предложили использовать эту зону как точку роста для развития города в целом, изменив акценты в его развитии, сделав более актуальное зонирование внутри. Старая водонапорная башня парка, например, может стать музеем города, его символом, а создание благоустроенной парковой зоны и формирование вокруг неё гостиничного комплекса помогут развить туристический кластер, и всё в целом будет работать на экономику города».
Кроме того, зелёные зоны способны привнести элемент комфорта, важный для посетителей бизнес, торговых и многофункциональных центров и, соответственно, увеличить время пребывания покупателей и даже трафик. Речь не только о внешнем, но в больше степени о внутреннем озеленении, с круглогодично цветущими растениями. Примером такой концепции, созданной для общественного пространства Аркада БЦ «Белые сады», поделился Илья Мейтыс: парк здесь рассматривается с точки зрения социального наполнения, где каждый посетитель найдёт что-то нужное и полезное, сможет посетить презентацию, выставку, концерт, сделать фото или провести время с друзьями.
«Новым такой подход не является», - уточнила управляющий партнер строительства ЖК "Сказка" Виктория Колосова, вспоминая концепцию Crocus City Moll, где внутренним оранжереям уделяется много места внутри здания. В то же время, большого распространения подобный подход пока не получил: возможно, в связи с необходимостью дополнительного ухода за растениями.
Как рассказал Илья Мейтыс, сады, парки и оранжереи – не обязательно дорогое удовольствие. Идеально использовать многолетние растения той же или близкой климатической зоны - большой популярностью сейчас пользуются все виды шалфея (внешне схож с лавандой), многие злаковые культуры. Важно подбирать растения с учётом конкретного участка и заранее оценивать возможности ухода за садом. Но самое главное – закладывать его создание ещё на этапе концепции или хотя бы параллельно с проектированием коммуникаций, чтобы сохранить техническую возможность для его реализации. Таким образом, возможно снизить стоимость его создания и дальнейшей эксплуатации, не отказываясь от создания дополнительного преимущества городского, жилого или коммерческого проекта, резюмирует архитектор.