Борьба с коррупцией
В Госдуму был внесен законопроект о необходимости контроля над расходами госслужащих. Инициатором данного предложения выступил Медведев. На сегодня, документ находится на рассмотрении парламентариев.
Напомним, что в 2009 году в силу вступил закон о противодействии коррупции, главой государства был подписан пакет антикоррупционных указов, определяющих в частности круг госслужащих и их семей, подающих декларации о доходах. В итоге, впервые была опубликована информация о доходах не только Президента, членов Правительства, но и судей, парламентариев и т.д..
По мнению Сергея Нарышкина (председатель Госдумы), необходимо создать такой антикоррупционный механизм, который бы отвечал всем современным требованиям и международным стандартам.
В соответствии с законопроектом, расходы чиновников, потраченные на недвижимость, транспортное средство или акции, должны соответствовать доходам, полученным за последние три года. В данную сумму также включены доходы семьи госслужащего. В противном случае чиновники должны будут объяснить наличие излишних средств в семейном бюджете. Для контроля за расходами чиновников будет создана специальная комиссия.
Такие комиссии уже существуют во всех госучреждениях. Всех подряд проверять не станут. Подвергаться проверке будут лишь те, в отношении которых поступит информация о том, что была совершена покупка на сумму, превышающую трехгодичный доход. Все госсотрудники обязаны предоставлять полную информацию как о своих расходах, так и о расходах супруги и несовершеннолетних детей. Кроме того, чиновники обязаны указать источник своих доходов. Данная информация разглашению не подлежит. В случае, если госслужащий отказывается предоставлять такого рода сведения, то он может быть уволен.
Сам механизм проверки подробно описан в законопроекте. Проверка длится от 60 до 90 дней. В обязанности комиссии входит уведомление сотрудника в срок, не позже 2 дней после принятия решения об инициировании проверки. После уведомления, чиновник может обратиться с ходатайством в комиссию о проведении с ним беседы. Беседа должна состояться в течение недели после подачи ходатайства.
Лицо, в отношении которого проводится проверка, временно отстраняется от своих обязанностей, с сохранением оклада. Все результаты по итогам проверки комиссия передает руководству организации, которое и принимает соответствующее решение.
Серьезных споров данный законопроект не вызывает, однако, некоторые элементы вызывают сомнения у парламентариев.
По мнению экспертов, данное новшество затронет интересы только низших и средних слоев, так как официальные доходы высшего руководства позволяют вполне законно приобретать как дорогие машины, так и предметы роскоши.
Также, эксперты видят проблему и в том, что многие вышестоящие чиновники приобретают дорогостоящую недвижимость на доходы от так называемых откатов.
Специалисты считают, что бессмысленно бороться с отдельно взятыми коррупционерами, не обращая внимания на борьбу с организованной преступностью.
Следует признать, что законопроект не совершенен, существует множество лазеек, позволяющих легализовать незаконно нажитые средства. Например, есть возможность оформления дорогой недвижимости и т.д.. на совершеннолетних детей, доходы которых не учитываются. Специалисты прогнозируют, что в случае принятия этого законопроекта увеличится число актов дарений и сделок купли-продажи по сниженным ценам.
Эксперты признают, что подобное нововведение весьма целесообразно, но в нем присутствует очень много недоработок. Не совсем ясно, какой институт будет заниматься контролем, покупки на какую сумму будут подпадать под данный контроль, ну и какой именно круг чиновников будет контролироваться? В России примерно 2 млн. чиновников, и уследить за всеми просто невозможно, говорит Дмитрий Орлов (гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций). Он считает, что в первую очередь необходимо установить контроль за управленцами класса «А», которых насчитывается 35 тысяч человек. Следует создать комиссию по работе с крупными налогоплательщиками. Под контроль должны попадать сделки с недвижимостью и транзакции на сумму, превышающую 2 млн. рублей. Постепенно можно будет расширять круг контролируемых лиц, но начинать необходимо с верхушки, убежден Орлов.
Борис Титов (председатель «Деловой России») поддерживает данную точку зрения. При этом он добавляет, что необходимо принимать более жесткие меры по отношению к тем, у кого расходы не соответствуют доходам. Также, нужно создать специальный контролирующий орган, подчиняющийся только Президенту и отменить презумпцию невиновности чиновников. Заняв государственный пост, они должны доказывать свою невиновность, считает Титов. Кроме того, по его мнению, перед принятием новых правил следует объявить амнистию госслужащим, желающие могут уволиться. Иначе напуганные чиновники будут в полной мере саботировать закон до тех пор, пока не утопят его.
Эксперты подтверждают, что в законе большинство карательных мер прописано весьма не четко. Например, проверка сотрудника осуществляется только по запросу руководства предприятия, на котором он работает. У юристов это называется «спящая норма».
В общем, принятие новых мер говорит о недоверии властей элите, и о необходимости контроля за ними. По мнению специалистов, если в дальнейшем чиновники продолжат дискредитировать высшее руководство, то последуют жесткие меры. Если «спящие» нормы уже принятых законов станут реально действующими, тогда нечистым на руку чиновникам мало не покажется.