Вопросы корректировки платы за отопление по постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307 (далее - Правила-307). В частности, из пп. «а» п. 19 Правил-307 исключено последнее предложение. Ранее эта норма устанавливала необходимость проведения исполнителем корректировки размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307. Также признан утратившим силу пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правила-307, который ранее определял порядок расчета размера такой корректировки.
Надо сказать, что многие исполнители коммунальных услуг в течение нескольких лет вообще не делали корректировок платы за отопление в соответствии с пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307. Другие исполнители делали корректировки только в случае, если собственники и наниматели должны были доплачивать им за отопление. Такая избирательность имела разные причины: укоренившаяся привычка организаций ЖКХ нарушать законодательство, отсутствие должного контроля со стороны прокуратуры, государственного жилищного надзора, органов Роспотребнадзора, малая правовая грамотность потребителей, популистские высказывания руководителей разного уровня о недопустимости корректировок. Реализация положения о проведении корректировок вызывает определенные вопросы.
На практике возник вопрос: правомерно ли проведение корректировку платы за отопление по Правилам-307 после внесения в эти Правила изменений постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. Несмотря на то, что уже скоро вступят в действие новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила-354), этот вопрос представляется актуальным. И не только в связи с тем, что правильный расчет платы за коммунальные услуги затрагивает права потребителей и обязанности исполнителей. Часто условия договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения, заключаемые исполнителями коммунальных услуг с теплоснабжающими организациями, содержат алгоритм расчета стоимости потребленной в многоквартирном доме тепловой энергии, аналогичен алгоритму, заложенному в Правила-307, и включает в себя корректировку платы за тепловую энергию. Поэтому может возникать вопрос: как изменение Правил-307 влияет на установленный до этого изменения порядок расчетов.
До внесения поправок в пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 исполнитель был обязан провести корректировку платы за отопление. Нормы пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 по своей силе являются императивными, обязательными, а не диспозитивными. Исполнитель не имел права отказаться от проведения такой корректировки ни единолично, ни по решению общего собрания собственников помещений, ни по решению органов управления товарищества или кооператива, ни в случае, когда возможность такого отказа была указана в договоре управления, ни по указанию органов местного самоуправления или органов государственной власти региона. Причем исполнитель не имел права отказываться от проведения корректировки даже в том случае, когда собственники и наниматели были обязаны доплатить за отопление. Но следует отметить, что и от возврата излишне уплаченной собственниками и нанимателями платы исполнитель не имел права отказываться тогда, когда необходимость такого возврата вытекала из результатов расчета размера корректировки платы за отопление.
При принятии исполнителем решения о проведении ежегодной корректировки платы за отопление необходимо сопоставить размер корректировки с предельным индексом изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Такой индекс устанавливается по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах («индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года»). Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ч. 1 ст. 6) ввел понятие «предельные индексы». Закон установил, что «размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 ЖК РФ, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей». Эта норма вводит ограничение для определения размера суммарной платы за коммунальные услуги. Представляется, что с учетом того, что расчетным периодом по оплате коммунальных услуг является месяц, то сумму корректировки платы за отопление неправильно расценивать, как это иногда бывает, как «13-ю платежку» за отопление. Смысл корректировки заключается в уточнении ежемесячных платежей, которые вносились исходя из нормативов потребления, и не учитывали реальную температуру наружного воздуха.
Исполнитель может делать корректировку платы по отоплению в любое время с единственным нормативным ограничением «1 раз в год». Конкретных требований к моменту осуществления корректировки платы за отопление (когда нужно делать корректировку) и прежняя и новая редакции Правил-307 не устанавливали. Такая корректировка могла производиться 1 раз в год, как по окончании отопительного периода (например, выставляться потребителям в платежном документе за май текущего года), так и по окончании календарного года (т.е. выставляться потребителям в платежном документе за декабрь текущего года или за январь следующего года). Если период корректировки не совпадает с календарным или бюджетным годом, то в соответствии с требованиями ст. 6 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 184-ФЗ, исполнитель обязан сравнивать динамику платежей за все коммунальные услуги за соответствующий месяц с предельным индексом, установленным на соответствующий финансовый год. Дело в том, что тарифы, влияющие на стоимость коммунальных услуг, как правило, устанавливались с 1 января и до 31 декабря. При сравнении необходимо сделать вывод о наличии или отсутствии превышения таких суммарных платежей по действующим в текущем году тарифам на соответствующие товары и услуги организаций коммунального комплекса над суммарным платежом за тот же перечень и объемы коммунальных услуг по тарифам, действующим на конец предыдущего финансового года. Превышение не может превышать установленный предельный индекс. Соответственно, нельзя сравнивать с установленным предельным индексом только изменение платы за отопление.
Изменения пп. «б» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 вступили в силу с 7 июня 2011 г. В связи с этим у отдельных исполнителей возник вопрос: можно ли провести корректировку платы за отопление после этой даты, но за месяцы предыдущего отопительного периода. Можно ли с 7 июня 2011 г. сделать корректировку за период с 1 января до 14 апреля 2011 г.?
Поскольку норма об отмене корректировке платы за отопление при отсутствии коллективного прибора учета тепловой энергии формально уже не действует, то практиками высказывалось сомнение, не придается ли обратная сила положениям постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ «акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие» (п. 1 ст. 4) и уточняется, что «договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров» (п. 4 ст. 421, ст. 422). Необходимо отметить, что в рассматриваемом в статье случае, во-первых, пп. «б» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 в новой редакции применяются к отношениям по оплате коммунальных услуг, которые возникают после введения в действие изменений. То есть определение размера ранее произведенных платежей за отопление поправками никак не затрагиваются ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения. Просто, начиная с 7 июня, основание для корректировки Правительством РФ исключено на будущее время. Во-вторых, изменения, вносимые в Правила-307 постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, не содержат требований об изменении ранее заключенных гражданско-правовых договоров в отношении изменения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги и (или) за коммунальные ресурсы.
Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе порядок корректировки платы за коммунальную услугу отопления, на основании ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации императивно определяется постановлением Правительства РФ (в настоящее время Правилами-307). Определять размер платы за коммунальные услуги можно только так, как это устанавливают действующие в соответствующий момент времени правила предоставления коммунальных услуг. Изменять договором управления, равно как и любым гражданско-правовым договором, императивные нормы действующих правил - нельзя. Это будет противоречить п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ. То есть, даже если в договоре управления по решению общего собрания собственников помещений или решением управляющего будет установлен какой-то иной порядок расчета платы за коммунальные услуги (например, вводить или отменять корректировку, изменять формулы), чем установленный Правительством РФ, то после такого изменения положений правил все равно для расчета платы за коммунальные услуги должен применяться порядок, установленный Правилами-307. Иначе поступить исполнитель не может.
Для многоквартирных домов, в которых отсутствуют коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета тепловой энергии, установлен следующий порядок применения п. 19 Правил-307 (в редакции постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354):
а) с 7 июня 2011 г. исполнитель не может 1 раз в год осуществлять корректировку размера платы за коммунальную услугу отопления, данные о размере такой корректировки не могут отражаться в выставляемых платежных документах, выставлять суммы доплаты, рассчитанные с использованием формул 2 и 4 приложения № 2 к Правилам-307, суммы такой корректировки не могут взыскиваться с потребителей, даже в том случае если, корректировка, приходится на то время, когда еще действовала прежняя редакция пп. «а» п. 19 Правил и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307;
б) собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, а также наниматели жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда с 7 июня 2011 г. не обязаны оплачивать суммы перерасчета, если корректировка, приходится на то время, когда действовала новая редакция пп. «а» п. 19 Правил и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307, и не имеют прав требовать возврата (зачета в счет будущих платежей) сумм переплаты, рассчитанные с использованием формул 2 и 4 приложения № 2 к Правилам-307 (если такие переплаты были).
Если до вступления в силу изменений в Правила-307, внесенных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, в соответствии с ранее действующим порядком начислялась и выставлялась плата за коммунальные услуги, то с учетом положений ст. 157 Жилищного кодекса РФ, ст. 4 и 422
К аналогичным выводам пришло Министерство регионального развития РФ в письме от 4 октября 2011 г. № 27005-АП/14 «О дополнительных платежах за коммунальные услуги». Общий вывод Минрегиона России звучит так: «после вступления в силу изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» указанные выше корректировки были полностью исключены. Выставление гражданам любых дополнительных платежей за коммунальные услуги по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению и электроснабжению в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета, в настоящий момент не предусмотрено и, как следствие, незаконно». Это официальное разъяснение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которое должно учитываться и контрольно-надзорными органами и всеми правоприменителями. Достаточно часто такие разъяснения Минрегиона России используются судами.
Помимо корректировки платежей за коммунальные услуги, предоставляемые исполнителями, достаточно часто в договорах ресурсоснабжения фиксировалось соглашение о проведении корректировок платы за приобретаемые исполнителями коммунальные ресурсы. В отношении приобретения исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями, ТСЖ, жилищными кооперативами) тепловой энергии у теплоснабжающей организации для предоставления коммунальной услуги отопления необходимо исходить из того, что при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии порядок расчета количества тепловой энергии определяется расчетным способом в порядке, установленном соглашением исполнителя коммунальных услуг и теплоснабжающей организации. Такое соглашение оформляется в договоре теплоснабжения. Этот же вывод указан в разъяснениях Министерства регионального развития РФ в письме от 28 мая 2007 г. № 10087-ЮТ/07 об особенностях осуществления корректировки платы за коммунальные ресурсы. Он основан на положениях п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ.
На момент написания статьи Правительством РФ еще не утверждены правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями. Существует только проект данных правил. Будут ли в таких правилах прямые нормы, устанавливающие порядок расчета платы за тепловую энергию по договору теплоснабжения, определенно говорить пока нельзя. Поэтому до издания таких правил и других императивных норм по данному вопросу стороны договора теплоснабжения вправе самостоятельно устанавливать порядок расчета платы за тепловую энергию.
Если в договоре теплоснабжения, заключенном до изменения пп. «а» п. 19 Правил-307 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307, была предусмотрена корректировка платы за отопление в многоквартирных домах, в помещениях которых отсутствуют коллективные (общедомовые), общие (квартирные) и индивидуальные приборы учета тепловой энергии, то с учетом положений ст. 4, 421 и 422 Гражданского кодекса РФ положения договора теплоснабжения должны сохранять свою силу и после даты отмены корректировки постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. При этом стороны в соответствии с п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ имели право согласовать в договоре формулу расчета корректировки платы за потребленную тепловую энергию в домах, не оборудованных приборами учета, которая отличается от формулы, указанной в пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307. Как было сказано выше, в данном случае изменение Правил-307 означает только изменение порядка расчета платы за отопление на будущее время (с 7 июня 2011 г. включительно). Изменение порядка определения размера платы за коммунальные услуги (это отношения между потребителями и исполнителями коммунальных услуг) не является автоматическим изменением порядка расчета платы за коммунальные ресурсы между исполнителем (абонентом) и ресурсоснабжающей организацией. В этом случае теплоснабжающая организация на основании договора имеет право производить корректировку платы за потребленную тепловую энергию, приобретаемую абонентом (исполнителем). Что делать с образовавшейся дельтой? За счет каких средств ее покрывать? Нормативного ответа нет. Экономически исполнитель должен понимать, что существуют риски, которые надо предусматривать при заключении договоров ресурсоснабжения и в размере жилищных платежей и взносов. Ведь можно было не соглашаться на корректировку, или скоординировать оплату за тепло с получением платежей за коммунальные услуги отопления, или соглашаться на управление многоквартирным домом только при учете определенных рисков в плате за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Если в договоре ресурсоснабжения, заключенном до изменения пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307, вместо конкретной формулы корректировки платы за тепловую энергию была дана простая отсылка к правилам предоставления коммунальных услуг, тогда абонент (управляющая организация, ТСЖ) и ресурсоснабжающая организация договорились об использовании при расчетах за тепловую энергию того алгоритма расчетов, который указан в Правилах -307. Тогда изменение формул (пп. «а» п. 19 Правил-307 и пп. 2 п. 1 приложения № 2) должно приводить к прекращению применения корректировки платы за тепловую энергию с момента вступления в силу изменений в Правил-307. Основа здесь - соглашение двух сторон договора (п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ). В этом случае теплоснабжающая организация после изменения Правил-307 уже не имеет право производить корректировку платы за потребленную тепловую энергию. Предусмотренная договором ресурсоснабжения корректировка платы за потребленную тепловую энергию в домах, не оборудованных приборами учета, может правомерно осуществляться теплоснабжающей организацией в течение периода действия такого договора.
Порядок проведения корректировки платы за тепловую энергию между абонентом и теплоснабжающей организацией Правилами-307 прямо не регулируется. При способе управления многоквартирным домом управляющей организацией теплоснабжающая организации не является исполнителем коммунальных услуг. Корректировка платы, предусмотренная договором, заключенным между управляющей и теплоснабжающей организациями является условием согласованным сторонами договора. Эта договоренность не противоречит действующему законодательству, даже с учетом изменений внесенных в постановление Правительства РФ № 307.
Представляется, что соглашение сторон договора теплоснабжения о порядке корректировки платы за потребленную тепловую энергию в домах, не оборудованных приборами учета, не противоречит п. 8 Правил-307 (, поскольку этот порядок не изменяет процедуру определения размера платы за коммунальные услуги, выставляемой управляющей организацией (ТСЖ) потребителям в многоквартирном доме. В новых Правилах-354 аналогичная норма, к сожалению, отсутствует. Изменения постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 положений Правил-307 в отношении корректировки платы за отопление при оплате коммунальных услуг не означает необходимости автоматического изменения заключенных до внесения таких изменений договоров теплоснабжения. В настоящее время какие-либо нормативные ограничения установления в договоре порядка расчета платы за потребленную тепловую энергию отсутствуют. Стороны договора по согласованию могут внести в договор теплоснабжения условия, отличные от положений Правил-307 по аналогичному вопросу. Поэтому, положения договоров теплоснабжения, содержащие формулу расчета корректировки платы за потребленную тепловую энергию в домах, не оборудованных приборами учета, будут соответствовать федеральному законодательству.
В практике есть случаи, когда согласия управляющей организации на проведение корректировки оформлено в договоре теплоснабжения в то время, когда управляющая организация при определении платы за коммунальные услуги потребителями уже не имела права делать корректировку платы за отопление. Такие соглашения для управляющей организации достаточно рискованны. Такой шаг можно расценивать, как добровольное принятие управляющей организацией на себя предпринимательского риска, который может быть учтен при предложении общим собраниям собственников помещений в многоквартирных домах соответствующего (адекватного риску) размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Необходимо отметить, что не все корректировки платы за отопление упразднены постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии или при оборудовании отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии корректировка размера платы за коммунальную услугу отопления – сохранена (пп. 3 п. 2 и пп. 3 п. 3 приложения № 2 к Правилам-307). Такая корректировка обеспечивает оплату потребленной в многоквартирном доме тепловой энергии исходя из фактического количества, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
Установление в договоре теплоснабжения между теплоснабжающей организацией и потребителем порядка оплаты тепловой энергии, потребленной в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, при котором исполнитель коммунальных услуг в течение года оплачивает теплоснабжающей организации потребление тепловой энергии исходя из ее среднемесячного объема потребления на отопление за предыдущий год и проведение 1 раз в год корректировки оплаты исходя из стоимости оплаченного количества тепловой энергии в течение года и годовой стоимости тепловой энергии, определенной исходя из показаний прибора учета, соответствует федеральному законодательству, в том числе п. 8 Правил-307.
Таким образом, проведение корректировок платы за отопление в соответствии с пп. «а» п. 19 и пп. 2 п. 1 приложения № 2 к Правилам-307 было легитимно в случае, если такая корректировка была проведена до 6 июня 2011 г. включительно. Начиная с 7 июня 2011 г. проведение такой корректировки неправомерно независимо от того, за какой период времени она проводится.
городского хозяйства