Рынок торговой недвижимости России
За 2013 год в России было открыто порядка 1,8 млн. кв. м. торговых площадей, что сопоставимо по показателям с предыдущим годом. Лидерами по объему торговых площадей в открытых торговых центрах стали Москва, Санкт-Петербург и Тюмень. В годы после экономического кризиса девелоперы получили мощный стимул для реализации масштабных проектов на рынке торговых площадей, большая часть из которых была открыта в 2013 году. В результате средняя площадь торговых центров в крупных городах возросла. Кроме тенденции к увеличению площади торговых центров, также наблюдалось расширение географии реализации торговых площадей. Что касается относительно небольших городов России, то за прошедший год в них также наблюдался рост количества торговых центров.
В планах на 2014 год реализация более 2,3 млн. кв. м. качественных торговых площадей, однако с учетом темпов возведения, а также графика их заполняемости арендаторами общая площадь торговых помещений, которые будут реализованы, составит примерно 1,6 –2 млн. кв. м. Больше всего проектов на стадии строительства находится в Москве, а также в городах с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн. чел. и от 200 до 350 тыс. человек.
Что касается городов с миллионным население, наибольшее число торговых центров в 2014 году готовится к вводу в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В каждом из этих городов к открытию заявлено порядка 100 тыс. кв. м. торговых площадей.
В более долгосрочной перспективе увеличения объема ввода торговых помещений ожидают в Уфе и Перми, а также в сырьевых и промышленных городах и небольших городах с населением от 200 до 350 тыс. человек.
Поскольку в центральной части России наблюдается тенденция постепенного насыщения, то проблемы логистического свойства отходят на второй план. Северные регионы, Сибирь и Дальний Восток получают все больший потенциал для реализации новых проектов и становятся все более привлекательными для инвесторов.