Пять крупнейших девелоперов Подмосковья взяли под контроль более 75% финансовых потоков
Кризис привел к значительному усилению монополистических и олигополистических тенденций на подмосковном рынке недвижимости. По итогам завершившегося сезона почти треть всей выручки сконцентрировалась в бюджете крупнейшего игрока – Группы «Самолет». Пятерке компаний-лидеров суммарно досталось в три раза больше денежных поступлений, чем сотне остальных застройщиков, работающих в Московской области. Кроме того, по данным, серьезно сократилось количество поставщиков нового жилья – со 121 до 105. И это создает дополнительные риски для всей индустрии.
Общий объем вложений в подмосковные новостройки уменьшился на одну десятую – до 389,7 млрд рублей. При этом стало меньше и тех, кто на кого нужно делить собранную кассу. Если в 2021 г. продажами квартир и апартаментов занималась 121 компания, то в 2022-м – уже 105. На смену 27 девелоперам, выбывшим из системы долевого строительства, пришли всего 11 новых игроков. К тому же миноритарии стали хуже набирать выручку. Так, за сезон-2021 компании, не вошедшие в первую пятерку, в среднем заработали по 1,36 млрд рублей, в сезоне-2022 этот показатель понизился сразу на 30% – до 0,95 млрд рублей.
На этом фоне усиливаются позиции самых мощных застройщиков. В период кризиса и неопределенности они традиционно пользуются большим доверием потребителей, чем конкуренты из второго и третьего эшелонов. «Инград» и ФСК сравнительно немного потеряли в сборах, но сохранили свое положение. Удельный вес этих компаний даже слегка подрос, поскольку их статистика оказалась лучше среднерыночной. ГК «Гранель» вновь удалось заработать 50+ млрд рублей и тем самым повторить достижение предыдущего сезона. Это позволило расширить представительство в структуре выручки с 12,0% до 13,5%. Вместе три перечисленных девелопера получили 25,6% всех средств, вложенных в подмосковное жилье, – плюс 1,9 процентного пункта за год.
Группа «Самолет», в 2021 г. практически добившаяся паритета с ГК «ПИК», по итогам сезона-2022 оставила соперника далеко позади. В 14 проектах под ее брендом было распродано 16,4 тыс. квартир и апартаментов на общую сумму в 121,6 млрд рублей (31,2% от общего показателя). То есть каждый третий рубль на областном рынке ушел в корпоративный бюджет «Самолета». Впервые за последние пять лет одна девелоперская компания сосредоточила в своих руках более 30% всей денежной массы. Годовой прирост измеряется 11,4 процентного пункта. ПИК, напротив, пострадал от кризиса сильнее прочих хэдлайнеров рынка. Его финансовые показатели по сравнению с 2021 г. опустились на одну шестую – до 72,9 млрд рублей, а доля в общем объеме выручки уменьшилась на 1,4 процентного пункта – до 18,7%. Очевидно, что часть потенциальной аудитории ПИКа переключилась на проекты «Самолета».
В целом «большая пятерка» распоряжается тремя четвертями (75,5%) всей выручки, генерируемой на областном рынке. Весь пул застройщиков малого и среднего масштаба был оттеснен на периферию спроса. Доля этих представителей стройиндустрии в суммарном объеме вложений сократилась на треть – с 36,3% до 24,5%.