Почти половина жителей мегаполисов готовы совершать крупные покупки в интернете
Пандемия коронавируса повлияла на большинство аспектов нашей жизни, ускорив общий переход в digital. Привычные и не очень процессы потребовали скорейшего переформатирования под новые реалии. Большинство жителей мегаполисов стали более внимательны к своим потребностям, стали еще больше ценить комфорт, удобство и возможность максимальной экономии времени. В период локдауна цифровая среда стала чуть ли не единственной площадкой для работы, общения и, главное, покупок. Эта самая привычка, покупать online, сохранилась и по сей день.
Специалисты Домиленд, компании-разработчика IT-платформ для застройщиков, решили выяснить, готовы ли россияне к дорогостоящим покупкам в интернете и что именно в них пугает.
Сегодня почти половина респондентов – 43%, готовы покупать онлайн даже дорогостоящие товары, но с оговоркой, что решение о приобретении будет все-таки зависит от их категории. Почти 47% опрошенных пока еще опасаются и считают, что вопреки известной цитате, сначала предпочли бы увидеть стулья, а уже потом передавать деньги. Тем не менее, 10% респондентов считают, что в наше время диджитализация неотъемлемая часть эпохи и безоговорочно готовы нырнуть в нее с головой.
В компании также поинтересовались, с какими страхами сопряжены онлайн-покупки. 18% опрошенных боятся столкнуться с мошенничеством и кражей денежных средств. 15% смущает невозможность лично посмотреть и «пощупать» товар. 5% предполагают, что продавец может дать неполную или несоответствующую действительности информацию. Еще по 4% респондентов опасаются утечки данных и некорректно составленных документов. При этом подавляющее большинство, 54%, посчитали, что, приобретая товары онлайн, можно столкнуться с любым из этих пунктов.
Однако, несмотря на все перечисленные страхи, почти треть участников опроса – 28%, устанавливая психологический лимит на сумму покупки в интернете, посчитали, что его просто нет, если всё устраивает, а документация и способ проведения сделки – кристально чисты и ясны. Еще 12% ставят себе ограничение в 5 млн рублей, 2% – до 1 млн рублей, 7% – до 500 000 тысяч рублей. А вот половина, 51%, все еще не готовы рисковать и приобретать онлайн товары свыше 100 тысяч рублей.
Говоря же о категориях дорогостоящих товаров, то рейтинг, по мнению тех, кто все-таки готов к подобного рода покупкам, выглядит следующим образом:
1 место – электроника;
2 место – драгоценности;
3 место делят объекты недвижимости (квартиры, участки и частные дома) и транспортные средства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что последние несколько лет существенно скорректировали потребительскую модель поведения в интернете. Только за 2020 год, согласно открытым источникам, рынок онлайн-продаж увеличился на 1 трлн рублей, а аудитория тех, кто предпочтет онлайн оффлайну, увеличилась в разы. Расширилась и категория предлагаемых товаров и услуг. В период карантина даже сделки с просмотрами объектов недвижимости перешли в виртуальное пространство.
«Ускоренный переход в онлайн действительно затронул все наиболее важные отрасли экономики, – рассказывает Дарья Воронова, Основатель компании Домиленд. – В девелопменте одним из наиболее значимых решений стало внедрение полноценных цифровых платформ, призванных создать в рамках жилых кластеров единую online-среду. Сегодня такие инструменты уже не ограничиваются виртуальными каталогами и поиском релевантных предложений. С помощью приложений стало возможно не только искать, но также покупать объекты недвижимости онлайн и даже принимать их. Согласно внутренней аналитике подключенных к супераппу от Домиленд застройщиков, средний чек таких покупок в 2022 году составил 6,8 млн рублей. А общая сумма онлайн-сделок за неполный год превышает 30 млрд рублей. Еще одним бонусом становится подключение в рамках существующего приложения к продукту «Ипотека», благодаря чему увеличивается количество одобренных заявок и, как следствие, число сделок. По нашим данным - более чем на 20%».
Несмотря на то, что столь широкая и глубокая цифровизация выглядит непривычно для многих россиян, подобные решения призваны переформатировать всю систему взаимоотношений в девелопменте. Уже не потребитель подстраивается под застройщика, а сама жилая среда стремится стать удобной для будущих жителей – причем на всех этапах (выбор, покупка, заселение и многое другое). Каждый раз при смене потребительской роли цифровая экосистема будет создавать актуальную конфигурацию опций и сервисов.