Только каждый 4-й девелопер оставляет в управлении коммерческие площади
В элитном сегменте московской жилой недвижимости подавляющая часть девелоперов (73%) продают коммерческие помещения. Только 27% сдают их в аренду, остаются собственником площадей, тем самым сохраняя концепцию жилого комплекса, а также статус заявленной инфраструктуры. К такому выводу пришли аналитики холдинга «РСТИ» и агентства элитной недвижимости Intermark Real Estate (ранее Savills) на основе анализа предложений для бизнеса в жилых проектах высокого ценового сегмента.
Сегодня коммерция в жилых проектах становится все разнообразнее и занимает все большую долю от общего объема продаваемой недвижимости. Под нее девелоперы отдают до 10%-15% возводимой площади. При этом управление коммерческой недвижимостью в ЖК для девелоперов до сих пор остается непрофильным бизнесом. Поэтому в основном застройщики предпочитают продавать эти площади. Так поступает около 73% московских девелоперов элитного сегмента.
«С одной стороны такое решение оправдано, – считает Виктория Малиновская, старший менеджер по продажам городской недвижимости агентства элитной недвижимости Intermark Real Estate (ранее Savills). – Девелоперы сосредоточены на быстром выходе из проекта после продажи всех площадей, чтобы начать реализацию следующих. Но с другой – когда застройщик остается собственником коммерческих помещений, он гарантирует сохранение изначально предложенной концепции проекта и моделирует тот набор услуг, которые запланированы в рамках инфраструктуры объекта на этапе проектирования. Однако пока таких проектов мало – всего в 27% элитных ЖК коммерческие помещения сдаются в аренду. Например, в ЦАО это дизайнерской дом ELEVEN от холдинга «РСТИ», жилой район ALIA от ASTERUS, Redside от девелопера INSIGMA».
В случае продажи площадей нередко страдает баланс инфраструктуры, поскольку нет системного управляющего органа, который бы занимался подбором операторов и контролем соотношения сервисов. Так в жилых комплексах появляется несколько салонов красоты или магазинов с однотипным набором товаров.
С крупными помещениями дело обстоит немного иначе. Ведь даже если застройщик их продает, то они практически не меняют своего назначения. Поскольку еще на этапе строительства такие площади оборудуются для использования под определенные цели, и девелопер возводит их в соответствии со специальными техническими характеристиками – размещает чашу бассейна, прокладывает отдельные вентиляционные шахты для будущего ресторана, подводит дополнительные электрические мощности. В то время как в помещениях стандартных размеров средней площади без специфических требований к инженерии в случае продажи назначение лотов может меняться несколько раз.
«Бизнес-стратегия нашей компании предполагает не продажу коммерческих площадей, а сдачу их в аренду. Мы большое внимание уделяем поиску и выбору арендаторов, что позволяет нам обеспечить соблюдение концепции проекта ELEVEN и предоставить жильцам разнообразную инфраструктуру. В нашем доме откроются фитнес-клуб Crocus Fitness, детский клуб, ресторан и фуд-маркет, а также автомойка с детейлингом», – комментирует генеральный директор холдинга «РСТИ» (Росстройинвест) в Москве Алексей Туркин.