В 4 раза упал спрос на бизнес-класса Московской области
Итоги первых трех кварталов 2022 г. выдались весьма противоречивыми для бизнес-сегмента на подмосковном рынке. С одной стороны, количество сделок существенно сократилось (более чем на одну пятую) по сравнению с аналогичным периодом прошлого сезона. Но с другой – выручка застройщиков, поставляющих этот продукт, выросла на 40,5%. Ситуация парадоксальна только на первый взгляд. За ней стоит резкий подъем стоимости квадратного метра и переориентация потребителей на более крупные квартиры.
Из 167 новостроек, образующих сегодня подмосковную экспозицию, только 10 могут быть причислены к бизнес-классу. За последний год их количество не изменилось, хотя в рамках пула произошла некоторая ротация (продажи по ДДУ завершились в жилых комплексах «Грибовский лес» и Barton, но им на смену пришли ЖК «Заречный квартал» и ЖК «Риверхаус»). В настоящее время с указанным сегментом связано всего 1,8% спроса и 3,7% выручки по региону.
Кризис нанес бизнес-классу больший ущерб, чем рынку в целом. Если в масс-маркете продажи снизились на 17,8% по сравнению с январем-сентябрем 2021 г., то здесь потери в спросе гораздо заметнее – минус 21,7%. Однако финансовые показатели, напротив, существенно улучшились. За первые три квартала 2022-го покупатели вложили в областные новостройки бизнес-класса 11,1 млрд рублей – на 3,2 млрд рублей больше, чем годом ранее. Больше половины всей выручки досталось проектам к западу от МКАД – ЖК «Резиденции Сколково» и ЖК «Заречье парк». Обе новостройки получили по 3,4 млрд рублей.
Усиление притока финансовых средств основано на двух факторах. Во-первых, застройщики кардинально пересмотрели стоимость квадратного метра. В сопоставлении с предыдущим сезоном она поднялась сразу на 42,3% – до 247,21 тыс. рублей. Во-вторых, покупатели стали чаще выбирать более просторное жилье. Продажи двухкомнатных квартир выросли на 21,4%, трехкомнатных – на 22,7%, многокомнатных – на 20,8%. В свою очередь, популярность однокомнатных юнитов снизилась на 28,0%, а студий – в четыре раза. Итогам описанной трансформации стало увеличение среднего метража покупаемого жилья – с 46,9 кв. м до 59,1 кв. м. На этом фоне зафиксировано расширение доли квартир, реализуемых в ипотеку – до 67,0% (плюс 4,4 процентного пункта). Очевидно, что в условиях 12-миллионного лимита на льготную ипотеку (при среднем чеке в 14,6 млн рублей) немалая часть покупателей решила воспользоваться кредитом ради покупки более габаритной недвижимости.
Главная база подмосковного бизнес-класса все так же находится на территории Одинцовского городского округа (главным образом, в его восточных – ближайших к столице – локациях). Он обеспечивает три четверти сделок. Удельный вес красногорских лотов исчисляется 10,7%, истринских – 8,4%. Вклад прочих локаций ограничен 4,9%.