В подмосковных новостройках доля коммерческих помещений выросла до 7%
Доля коммерческих помещений в новых проектах комплексной застройки Московской области достигает 7% (до 2,9 кв. м. на 1 человека) от общей площади жилого комплекса. Такие данные были получены в результате исследования рынка подмосковных новостроек аналитическим блоком ООО «ПроГород» (Группа ВЭБ.РФ). Эксперты отметили, что диверсификация арендаторов позволяет застройщикам снижать долю коммерческих площадей на первых этажах до 5% (1,3 кв. м. на 1 человека) без уменьшения качества и разнообразия товаров и услуг.
В исследовании отмечено, что дефицит коммерческих площадей наблюдается в проектах, построенных 5 и более лет назад. Как правило, в таких ЖК первые этажи были отданы не под инфраструктуру, а под квартиры или апартаменты. Минимальный зафиксированный объем коммерческих помещений на человека в одном из таких комплексов составляет всего 0,4 кв. м. или 1% от общей площади. Что характерно, средняя стоимость 1 кв. м. жилья здесь на 15-20% ниже, чем в проектах с более высоким обеспечением коммерческой инфраструктурой.
Некоторые застройщики получили хорошие показатели за счет строительства внутри ЖК крупного торгового центра, как, например, в ЖК «Солнцево Парк», где построен одноименный ТЦ, площадью более 17 тыс. кв. м. Но наибольший показатель обеспеченности коммерческой инфраструктуры наблюдается в комплексе «Испанские кварталы», где проектировщики пошли по пути строительства супермаркета практически в каждом доме. Здесь на одного жителя приходится почти 3 кв. м. коммерческих помещений или 7,7% от общей площади жилья.
Такое изобилие, отмечено в исследовании, безусловно полезно для жителей, однако создает между арендаторами избыточную конкуренцию, в результате чего происходит поглощение набольших точек – сетевыми гигантами. В результате – ассортимент продукции унифицируется в каждой точке и несмотря на развитую коммерческую инфраструктуру жители сталкиваются с ограниченностью выбора товаров и услуг.
Наиболее оптимальным решением является диверсификация потенциальных арендаторов на этапе проектирования жилого комплекса – строительство коммерческих помещений на первых этажах под конкретные функции. По такому пути пошли создатели жилого комплекса «Город В Лесу» в Красногорске, где была придумана и реализуется «Концепция 360» при формировании арендаторского пула. Эта концепция предполагает рассматривать карту коммерческих помещений на первых этажах – как развертку крупного торгового центра на плоскости. Это позволяет достичь оптимального соотношения представленных коммерческих помещений, максимального удовлетворения потребностей жителей, а также синергии жилого пространства и инфраструктурного наполнения.
В результате реализации концепции, в ЖК «Город «В Лесу», при среднем соотношении коммерческих и жилых площадей в 5% (около 2 кв. м. на 1 человека) – почти на треть, чем в среднестатистическом подмосковном ЖК, больше предприятий, оказывающих услуги и предлагающих товары жителям.
Город «В лесу» расположен в поселении Отрадном г. Красногорска, в 10 минутах езды на общественном транспорте от станции метро «Пятницкое шоссе». В жилом комплексе есть не только вся необходимая инфраструктура, но и благоустроенный лесопарк площадью 7 гектаров.