Как согласовать установку шлагбаума во дворе
18.08.2021
Внутри Третьего транспортного кольца сложно найти двор, не оснащенный шлагбаумом. Преимущества его установки бесспорны – он сохраняет парковочные места для жителей дома и их гостей, а также защищает от любителей срезать путь через жилые территории. Однако за ТТК и в Московской области шлагбаумы распространены гораздо меньше. Эксперты компании «Метриум» рассказывают об основных этапах принятия решения и согласования установки запорных устройств.
Проведите общее собрание собственников помещений
Действующим законодательством предусмотрено, что для принятия решения об установке шлагбаума на въезде и выезде со двора необходимо провести ОСС. В нем должны принять участие как собственники квартир, так и владельцы нежилых помещений. Если двор общий на несколько домов, то собрание должно быть организовано в каждом из них.
Важно уточнить, кому принадлежит земельный участок, на который планируется ограничить въезд. Например, в Москве возможны два варианта: он находится в общедолевой собственности и входит в состав общедомового имуществ или принадлежит городу. В первом случае требуется получить согласие не менее двух третей собственников, во втором – просто большинство голосов.
На собрании принимаются следующие решения. Во-первых, собственники должны одобрить сам факт установки шлагбаума. Во-вторых, необходимо определиться с местом размещения шлагбаума, его видом и характеристиками, схемой движения. В-третьих, требуется выбрать представителя интересов собственников в органах власти и организациях, который будет подписывать заявления и договоры от лица жилищного объединения.
Соберите необходимый пакет документов
Параллельно с проведением общего собрания собственников следует приступить к сбору необходимого пакета документов. Прежде всего, это заявление о согласовании установки шлагбаума по типовой форме, ее можно уточнить в управе или администрации. Также требуется запросить (в том числе и в режиме онлайн) сведения о наличии или отсутствии права общедолевой собственности на земельный участок у уполномоченных органов (Департамента городского имущества Москвы или курирующего имущественно-земельные вопросы подразделения в городском округе Московской области). Помимо этого, необходимо приложить техническую документацию на шлагбаум (предоставляется продавцом по запросу).
Согласуйте установку с властями
После сбора пакета документов нужно направить его в местные органы власти. В Москве решение о согласовании установки принимает совет депутатов муниципального округа, в Московской области – муниципалитеты. Также в некоторых регионах может потребоваться дополнительно получить положительное заключение от МЧС, ГИБДД и обслуживающих территорию коммунальных служб. Причем в зависимости от местных нормативных актов такие согласования могут как уже входить в пакет документов, так и запрашиваться после подачи заявления. Разумеется, в разных субъектах РФ отличаются и сроки одобрения (или отказа). Так, в Москве и Московской области жители получат решение через 30 дней с даты подачи соответствующего запроса.
Что требуется принять во внимание при установке шлагбаума
В региональном законодательстве можно выделить несколько основных моментов, которые требуется учесть при установке шлагбаума. Во-первых, к территории должен быть обеспечен доступ полиции, скорой помощи, МЧС и коммунальщиков. Решением данного вопроса может служить оборудование поста охраны или консьержа, либо передача экстренным и эксплуатирующим службам электронных брелков.
Во-вторых, следует изучить различные меры поддержки. Например, в Москве можно получить от города компенсацию затрат на установку шлагбаума. Если разрешение на его монтаж было выдано в промежуток с 30 сентября 2015 года (начало действия данной программы) до 24 мая 2018 года, то сумма возмещения составит 50 тыс. рублей, после 24 мая 2018 года – 100 тыс. рублей. Чтобы воспользоваться данной возможностью, необходимо написать заявление в окружную дирекцию ЖКХ (ее контакты можно найти на сайте префектуры или управы). Вместе с ним сдаются протокол общего собрания, решение совета депутатов муниципального округа о согласовании монтажа, подписанный уполномоченным лицом (например, председателем ТСЖ или ЖСК), экземпляр договора о предоставлении субсидии (шаблон размещен на сайте www.mos.ru) с приложением документа, подтверждающего право подписи (доверенность, решение ОСС об избрании председателем. Максимум через 10 дней дирекция подпишет договор (если все представлено правильно) и переведет средства на указанный в заявлении расчетный счет. Шлагбаум требуется смонтировать в течение двух месяцев после поступления средств, после чего в месячный срок в дирекцию направляются договор на монтаж ограждающего устройства и акт выполненных работ. Если же установка была выполнена, например, в 2019 году, а жители только сейчас узнали о возможности получения компенсации, то подтверждающие документы предоставляются вместе с заявлением в окружную дирекцию ЖКХ.
В-третьих, местными властями могут предъявляться определенные требования к техническим характеристикам запорных устройств. Например, Московская область установила следующие критерии: стрела шлагбаума должна быть выполнена из легкого материала (чтобы при неисправности его можно было открыть вручную), само устройство оснащается сигнальной лампой и фотоэлементами, а бетонное основание должно быть устойчивым и обеспечивать надежность конструкции.
Какие санкции положены за нарушение порядка установки шлагбаума?
Если полиция, МЧС, региональные или местные надзорные органы выявят факт установки запорного устройства без получения необходимых согласований, то оно подлежит демонтажу. Суд в таком случае также встанет на сторону властей.
При монтаже шлагбаума с нарушением проекта или установленных муниципалитетом требований к его внешнему виду собственникам выдадут предписание об устранении выявленных замечаний. В случае его невыполнения запорное устройство также будет демонтировано.
«Установка шлагбаума на дворовой территории, безусловно, повышает комфортность проживания, – резюмирует Надежда Коркка, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Если 15-20 лет назад они были характерны в основном для высокобюджетных комплексов в центре города, то сейчас их можно встретить и в спальных районах. Тем более, в наши дни согласовать установку шлагбаума не так сложно, а власти готовы не только пойти навстречу собственникам, но и компенсировать их затраты».