Итоги года на рынке новостроек бизнес-класса Москвы
Аналитики компании «Метриум Групп» подвели итоги года на первичном рынке жилой недвижимости бизнес-класса Москвы, без учета проектов апартаментов. Объем предложения вырос в три раза. Средняя цена увеличилась за год почти на 18%, тогда как в прошлом году всего на 9%.
В 2014 году на рынке новостроек бизнес-класса Москвы отмечена несопоставимо более высокая динамика выхода новых проектов относительно массового и элитного сегментов. Продажи открылись в 20 высокобюджетных жилых комплексах (не считая объекты с возобновившимися продажами), что почти в 3 раза превышает показатель прошлого года.
Жилые комплексы бизнес-класса, вышедшие на рынок в 2014 году
Девелопер | Количество квартир по проекту, ед. | Общая площадь квартир, кв.м | Округ | ||
Проект | |||||
1 | ЖК "Измайлово Lane" | «Мангазея Девелопмент» | 134 | 8 806 | ВАО |
(ГК «Мангазея») | |||||
2 | ЖК "Консент" | ГК «Афина» | 97 | 7 183,39 | ВАО |
3 | ЖК «Крылатский» | ООО «Строй Вест» | 1 225 (всего) | 3 корп. – 72 121 | ЗАО |
3 корп. – 974 | |||||
4 | ЖК Egodom | Ego Group | 114 | 12 020 | СВАО |
5 | жилой квартал RedSide | ГК Insigma | 951 | 89 600 | ЦАО |
6 | клубный дом «Юннаты» | ООО «СМУ №6» | 47 | 3 579 | САО |
7 | ЖК «Карамель» | ООО «Шатер | 111 | 11 250 | САО |
Девелопмент» | |||||
8 | ЖК «Кристалл» | ОАО «Центр-Инвест» | 496 | 34 969,2 | САО |
9 | ЖК «Сердце Столицы» | ЗАО | 1 оч. – 1 440 | 1 оч. – 116 709 | СЗАО |
(всего – 3 очереди) | «Дон-строй Инвест» | 2 оч. (1 пусковой комплекс) – 414 | 2 оч. (1 пусковой комплекс) – 34 836 | ||
10 | ЖК The MID | МИД РФ | 424 | 36 488 | ЮЗАО |
11 | ЖД на ул. Барклая, вл. 7 | ГК «СТД Груп» | 45 | 3 620,7 | ЗАО |
12 | ЖК «АкадемикА» | ООО «Нью-Кармэл» | 165 | 14 690 | ЗАО |
13 | жилой квартал «1147» | ООО «Шатер | 1147 | 89 123,1 | СВАО |
Девелопмент» | |||||
14 | ЖК «Лефорт» | кооператив «Интерфлора» | 407 | 24 672 | ЮВАО |
15 | ЖК «Донское Подворье» | холдинг «Эко-Тепло» | 126 | 31 546 | ЮАО |
(общая площадь ЖК) | |||||
16 | ЖК «Дом на Самаринской» | ЗАО «Лидер-Инвест» | 73 | 5 098 | ЮАО |
17 | ЖК "Константа" | ГК «Афина» | 348 | н/д | ВАО |
18 | ЖК «ФилиЧета-2» | ГК «СТД Груп» | 147 | 10 460,7 | ЗАО |
19 | ЖК V-House | «Ведис Групп» | 304 | 25 500 | ЮАО |
20 | жилой квартал «На Шлюзовой набережной» (предварительные продажи) | Группа ПСН | 200 | 13 201 | ЦАО |
По итогам 2014 года в Москве первичные продажи велись в 64 жилых комплексах бизнес-класса. Относительно конца 2013 года объем предложения увеличился на 11,4% и составил около 8 000 квартир . Несмотря на высокую девелоперскую активность, доля бизнес-класса в структуре предложения новостроек Москвы за год уменьшилась на 4,4 п.п. Это связано с меньшим масштабом проектов относительно массового сегмента, доля которого напротив выросла. Тем не менее, на новостройки бизнес-класса по-прежнему приходится почти половина реализуемых квартир – 47,7%.
Как отмечают аналитики «Метриум Групп», если новые проекты в течение года выходили во всех округах, то жилые комплексы, в которых первичные продажи были завершены, преимущественно расположены в западной части города. Именно в престижных западных округах города в течение долгого периода возводилось основное количество новостроек бизнес-класса. Сейчас объекты, строительство которых началось 4-7 лет назад постепенно уходят с рынка. Так в ЗАО в 2014 году завершились первичные продажи в шести проектах: «Эмеральд», «Доминион», «Обыкновенное Чудо», «Катрин Хаус», «Рублевские Огни», «Квартал Триумфальный».
В результате, преобладающая еще в конце 2013 года доля запада в структуре предложения новостроек Москвы существенно сократилась. Год назад на ЗАО, ЮЗАО и СЗАО в сумме приходилось более 60% жилых комплексов и квартир, сейчас – менее половины (48,4% проектов и 47% квартир). В то же время доля восточных округов выросла по количеству проектов до 25%, по числу реализуемых квартир – до 30,1%.
Средневзвешенная цена кв.м по итогам года выросла на 17,8% и составила 243 740 руб. В зависимости от округа зафиксирован рост от 9,95% до 19,7%. Снижение средней цены кв.м отмечено в трех округах, что связано с выходом преобладающего объема предложения в новых проектах по более низким ценам. В ЮВАО средняя цена уменьшилась на 10,3%, в ЦАО – 3,4%, в САО –- 1,9%.
По итогам 2014 года средняя стоимость однокомнатной квартиры бизнес-класса составила 13 млн руб., двухкомнатной – 20,5 млн руб., трехкомнатной – 27,8 млн руб. По сравнению с 4 кв. 2013 года она выросла на 19,3%, 16,5% и 22,5% соответственно.
Количество комнат |
Площадь, кв.м |
Цена кв.м, руб. |
Общая стоимость, руб. | ||||
мин |
макс |
мин |
макс |
мин |
макс |
среднее | |
однокомн. |
31,0 |
88,0 |
139 000 |
650 000 |
6 062 000 |
43 810 000 |
12 986 500 |
двухкомн. |
33,2 |
128,7 |
140 000 |
650 000 |
8 380 000 |
60 125 963 |
20 482 400 |
трехкомн. |
49,8 |
285,0 |
131 755 |
650 000 |
12 754 000 |
95 940 000 |
27 765 850 |
многокомн. |
90,4 |
364,0 |
140 000 |
519 435 |
17 906 000 |
121 975 000 |
40 420 300 |
Основные тенденции 2014 года на рынке бизнес-класса Москвы:
• Высокая девелоперская активность. Несмотря на усугубление экономической ситуации, застройщики в течение всего года выводили на рынок новые жилые комплексы бизнес-класса. Предпродажная подготовка проекта от разработки концепции до получения разрешительной документации зачастую занимает не один год. Многие из недавно вышедших проектов появились на бумаге еще в 2011-2012 гг., когда экономика восстанавливалась после кризиса 2008 года, и рынок жилья развивался активными темпами. В то же время образование валютного кризиса и реакция на него рынка жилья, выраженная увеличением покупательской активности, подтолкнули девелоперов к форсированию открытия продаж к концу года в своих проектах, пока имеется платежеспособный спрос.
• Увеличение спроса. Повышенная покупательская активность отмечена в прошедшем году во всех сегментах первичного рынка жилья Москвы. Бизнес-класс не стал исключением. Однако в отличие от массового сегмента к выбору квартиры в высокобюджетных новостройках покупатели относились более осознанно: популярностью пользовались объекты зарекомендовавших себя застройщиков, проекты с удачной концепцией и оптимальным соотношением цена-качество, жилые комплексы на старте продаж с высоким потенциалом роста цены. Максимальный спрос отмечен во время наибольших валютных колебаний – в феврале-марте и октябре-декабре.
• Рост цен. Опасения потерять накопленные средства подтолкнули население вкладывать их в недвижимость, как в наиболее стабильный актив, что спровоцировало повышение цен на рынке. Средняя цена по бизнес-классу увеличилась за год почти на 18%, тогда как в прошлом году – на 9%. Наиболее активно стоимость квартир выросла в новых проектах, вышедших на старте продаж по привлекательным ценам. Аналогично динамике спроса максимальный рост цен отмечен в 1 и 4 кварталах года.
• Продолжение расслоения бизнес-класса. В 2014 году жилые комплексы бизнес-класса вышли во всех подсегментах – нижнем («Консент», «Кристалл», «Крылатский» и пр.), среднем («1147», «Сердце Столицы», «Дом на Самаринской» и пр.) и высоком (RedSide, Egodom, «На Шлюзовой набережной»). В целом, новые проекты характеризуются своим разнообразием не только по ценовой политике, но и ряду других факторов:
по географии строительства. Проекты вышли во всех округах Москвы, что оказало влияние на перераспределение предложения по географическому признаку. Относительно предыдущего года существенно сократилась доля реализуемых жилых комплексов в западной части города – традиционной для бизнес-класса локации, тогда как в восточной, напротив выросла;
по объемам строительства. Новые жилые комплексы существенно различаются между собой по масштабу – от клубных домов (ранее прерогативе элитного класса) до проектов квартальной застройки;
по архитектурно-планировочным решениям. Среди проектов 2014 года имеются как комплексы с «классическими» для бизнес-класса габаритными, так и небольшими квартирами (от 35-40 кв.м), в большей степени характерными для комфорт-класса, а также проекты с европланировками (с объединенной кухней-гостиной).
• Появление проектов, отражающих актуальный вектор формирования градостроительной политики. Новые направления развития города, обозначенные властями (реновация промзон, квартальная застройка, преобразование набережных), нашли свое отражение в некоторых проектах бизнес-класса. Пока их не так много (RedSide, «Сердце Столицы», «На Шлюзовой набережной», «1147»), однако в перспективе, вероятно, их число будет увеличиваться.
Прогноз на 2015 год:
«Уже очевидно, что в следующем году рынок жилья ожидают значительные изменения, - подводит итог Анна Соколова, директор департамента аналитики и консалтинга «Метриум Групп». - Перерастание валютного кризиса в экономический приведет к снижению реальных доходов населения. В результате, рынок недвижимости столкнется с падением спроса. Снижение покупательской активности ввиду ухудшения условий выдачи ипотечных кредитов затронет бизнес-класс в меньшей степени, чем массовый сегмент, где доля ипотечных сделок составляет около половины. Тем не менее, влияние кризиса на рынок высокобюджетной недвижимости может быть значительно сильнее, чем на рынок эконом- и комфорт-класса. Дорогое жилье не является предметом первой необходимости, и процент населения, который может позволить себе купить его значительно меньше. Кроме того, ажиотажная покупательская активность в 2014 году привела к удовлетворению платежеспособного спроса, в связи с чем корректировка числа сделок была бы в 2015 году даже в условиях стабильной экономики.
В 2008 году рынок жилья бизнес-класса оказался самым уязвимым: часть проектов оказалась замороженной, часть подверглась реконцепции. Предстоящий год может стать еще сложнее. Если во время мирового финансового кризиса курс доллара по отношению к рублю вырос на четверть, то в 2014 году он увеличился как минимум в 1,5 раза. Строительные материалы, преимущественно представляющие собой продукты импорта, существенно вырастут в цене. Застройщики окажутся в сложной ситуации – с одной стороны их затраты значительно увеличатся, с другой – в условиях падения спроса им будет сложно повышать цены. В результате, в предстоящем году мы скорее всего увидим заморозку объектов, отсрочку выхода новых, а также пересмотр концепции части проектов на этапе разработки и даже банкротство отдельных компаний».