Риски и возможности рынка недвижимости в 2020 году
13.01.2020
В 2020 году рынок недвижимости могут поджидать ряд факторов, напрямую влияющих на развитие ситуауии на рынке:
ускорение реновации, монополизация рынка, «амнистия» апартаментов, поэтапное раскрытие счетов эскроу и снятие социальных обременений с застройщиков.
Ускорение реновации
По данным официального сайта мэра Москвы, в октябре среди москвичей был проведен опрос о сроках реновации, которую планируется завершить за 15 лет. Большинство граждан (73% опрошенных) высказались за то, что реализацию программы необходимо ускорить. При этом 61% москвичей заявили, что рассматривают возможность покупки квартиры в строящихся домах, если власти откроют продажи дополнительных квартир в домах для переселенцев.
Ускорение реновации может привести уже в следующем году к резкому росту предложения на рынке новостроек массового сегмента. Сейчас, по подсчетам аналитиков «Метриум», он насчитывает более 16 тыс. квартир. В 2020 году, по словам Марата Хуснуллина, новые квартиры от города получат более 15 тыс. человек. Между тем, по опросам аналитического центра НАФИ, 24% участников программы планируют продать полученные квартиры, то есть рынок жилья в готовых новостройках может увеличиться на 3,6 тыс. объектов. Таким образом, ускорение темпов реализации программы реновации может за год увеличить предложение сразу на 20-22%.
Более того, чтобы ускорить реновацию, власти планируют продавать дополнительные квартиры, причем в больших объемах, что также приведет к повышению предложения на рынке. Это грозит фатальным усилением конкуренции между застройщиками и «городским» жильем, а также вытеснением из отрасли некоторых девелоперов.
Монополизация рынка
Реформа долевого строительства уже ускорила уход слабых «игроков» из отрасли и, соответственно, усилила крупные компании, с которыми охотнее сотрудничают банки. В ближайшем будущем это может привести к монополизации рынка.
На сегодняшний день общая площадь застройки в перспективных проектах московских застройщиков составляет более 60 млн кв.м. При этом на долю десяти крупнейших девелоперских компаний приходится почти 30% площади потенциальных проектов новостроек.
Приобретение участков для строительства между девелоперами никак не координируется, поэтому практически в любое время возможно такое стечение обстоятельств, при котором порядка трети (или больше) всего предложения новостроек будут контролироваться 5-10 игроками. Отсутствие конкуренции может привести, во-первых, к резкому ухудшению качества строительства новых объектов, а во-вторых, к росту средних цен на рынке, которые сейчас находятся и так на рекордно высоком уровне (в массовом сегменте – 173 тыс. рублей за кв.м).
«Амнистия» апартаментов
Неурегулированный юридический статус апартаментов всё чаще попадает в поле зрения ключевых государственных деятелей строительной отрасли. В ноябре 2019 года вице-премьер по строительству Виталий Мутко объявил о поручении разработать законопроект об апартаментах. В декабре это подтвердил замглавы Минстроя Никита Стасишин. За принятие закона об апартаментах высказался и гендиректор «Дом.рф» Александр Плутник, который не исключил, что владельцам апартаментов будет дано право переводить свою собственность из «формата в формат». Инициативы властей легализовать апартаменты озвучиваются регулярно с 2015 года, но развитие они до сих пор не получили. Выход данной инициативы на более высокий уровень в этом году делает легализацию апартаментов все более реальной.
Поэтапное раскрытие эскроу-счетов
Одной из главных проблем перехода строительной отрасли на банковское финансирование стала невозможность досрочного погашения кредитов средствами, накопленными на эскроу-счетах. Для застройщиков (особенно если они работают на региональных рынках жилья с низкой рентабельностью) такая схема оказалась дорогостоящей, потому что в цену приходится закладывать большие издержки на обслуживание кредита. Многие девелоперы, ссылаясь на международный опыт, призывают перенять схему поэтапного раскрытия эскроу-счетов (например, для досрочного погашения части кредита или прямых инвестиций в стройку) по мере роста строительной готовности объекта.
В декабре Министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев сообщил о том, что возможность поэтапного раскрытия эскроу-счетов не будет снята с повестки дня. На встрече с нижегородскими девелоперами он заявил: «Мы договорились о том, что в течение года мы налаживаем механизм проектного финансирования, но в голове держим механизм поэтапного раскрытия эскроу-счетов. Это процедура, по которой работает весь мир, мы ее с повестки дня не снимаем. После того, как наши банкиры будут готовы – мы к этому вопросу вернемся».
Поэтапное раскрытие счетов позволит снизить себестоимость реализации проекта за счет досрочного погашения выданных банком кредитов застройщику. Для покупателя это означает сдерживание роста цен на рынке.
Снятие социальных обременений с застройщиков
Одной из мер по повышению рентабельности бизнеса застройщиков может стать снятие «социальных» обременений с девелоперов. Сейчас широко распространена практика согласования и предоставления участков под строительство в обмен на обязательство девелопера построить социальные или инфраструктурные объекты, передающиеся затем в городское имущество. И это напрямую отражается на конечной цене для покупателя.
Строительство школ, детских садов, поликлиник и других объектов вполне может взять на себя государство. По данным Минфина РФ, за девять месяцев 2019 года профицит бюджета РФ составил 2,99 трлн рублей (3,8% ВВП), а исполнение бюджета за тот же период составило всего 63% (самый низкий уровень за 11 лет).
Снятие подобных обременений позволит существенно снизить себестоимость строительства. В свою очередь это даст застройщикам более широкое пространство для ценовой конкуренции и адаптации предложения под возможности покупателя.
ускорение реновации, монополизация рынка, «амнистия» апартаментов, поэтапное раскрытие счетов эскроу и снятие социальных обременений с застройщиков.
Ускорение реновации
По данным официального сайта мэра Москвы, в октябре среди москвичей был проведен опрос о сроках реновации, которую планируется завершить за 15 лет. Большинство граждан (73% опрошенных) высказались за то, что реализацию программы необходимо ускорить. При этом 61% москвичей заявили, что рассматривают возможность покупки квартиры в строящихся домах, если власти откроют продажи дополнительных квартир в домах для переселенцев.
Ускорение реновации может привести уже в следующем году к резкому росту предложения на рынке новостроек массового сегмента. Сейчас, по подсчетам аналитиков «Метриум», он насчитывает более 16 тыс. квартир. В 2020 году, по словам Марата Хуснуллина, новые квартиры от города получат более 15 тыс. человек. Между тем, по опросам аналитического центра НАФИ, 24% участников программы планируют продать полученные квартиры, то есть рынок жилья в готовых новостройках может увеличиться на 3,6 тыс. объектов. Таким образом, ускорение темпов реализации программы реновации может за год увеличить предложение сразу на 20-22%.
Более того, чтобы ускорить реновацию, власти планируют продавать дополнительные квартиры, причем в больших объемах, что также приведет к повышению предложения на рынке. Это грозит фатальным усилением конкуренции между застройщиками и «городским» жильем, а также вытеснением из отрасли некоторых девелоперов.
Монополизация рынка
Реформа долевого строительства уже ускорила уход слабых «игроков» из отрасли и, соответственно, усилила крупные компании, с которыми охотнее сотрудничают банки. В ближайшем будущем это может привести к монополизации рынка.
На сегодняшний день общая площадь застройки в перспективных проектах московских застройщиков составляет более 60 млн кв.м. При этом на долю десяти крупнейших девелоперских компаний приходится почти 30% площади потенциальных проектов новостроек.
Приобретение участков для строительства между девелоперами никак не координируется, поэтому практически в любое время возможно такое стечение обстоятельств, при котором порядка трети (или больше) всего предложения новостроек будут контролироваться 5-10 игроками. Отсутствие конкуренции может привести, во-первых, к резкому ухудшению качества строительства новых объектов, а во-вторых, к росту средних цен на рынке, которые сейчас находятся и так на рекордно высоком уровне (в массовом сегменте – 173 тыс. рублей за кв.м).
«Амнистия» апартаментов
Неурегулированный юридический статус апартаментов всё чаще попадает в поле зрения ключевых государственных деятелей строительной отрасли. В ноябре 2019 года вице-премьер по строительству Виталий Мутко объявил о поручении разработать законопроект об апартаментах. В декабре это подтвердил замглавы Минстроя Никита Стасишин. За принятие закона об апартаментах высказался и гендиректор «Дом.рф» Александр Плутник, который не исключил, что владельцам апартаментов будет дано право переводить свою собственность из «формата в формат». Инициативы властей легализовать апартаменты озвучиваются регулярно с 2015 года, но развитие они до сих пор не получили. Выход данной инициативы на более высокий уровень в этом году делает легализацию апартаментов все более реальной.
Поэтапное раскрытие эскроу-счетов
Одной из главных проблем перехода строительной отрасли на банковское финансирование стала невозможность досрочного погашения кредитов средствами, накопленными на эскроу-счетах. Для застройщиков (особенно если они работают на региональных рынках жилья с низкой рентабельностью) такая схема оказалась дорогостоящей, потому что в цену приходится закладывать большие издержки на обслуживание кредита. Многие девелоперы, ссылаясь на международный опыт, призывают перенять схему поэтапного раскрытия эскроу-счетов (например, для досрочного погашения части кредита или прямых инвестиций в стройку) по мере роста строительной готовности объекта.
В декабре Министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев сообщил о том, что возможность поэтапного раскрытия эскроу-счетов не будет снята с повестки дня. На встрече с нижегородскими девелоперами он заявил: «Мы договорились о том, что в течение года мы налаживаем механизм проектного финансирования, но в голове держим механизм поэтапного раскрытия эскроу-счетов. Это процедура, по которой работает весь мир, мы ее с повестки дня не снимаем. После того, как наши банкиры будут готовы – мы к этому вопросу вернемся».
Поэтапное раскрытие счетов позволит снизить себестоимость реализации проекта за счет досрочного погашения выданных банком кредитов застройщику. Для покупателя это означает сдерживание роста цен на рынке.
Снятие социальных обременений с застройщиков
Одной из мер по повышению рентабельности бизнеса застройщиков может стать снятие «социальных» обременений с девелоперов. Сейчас широко распространена практика согласования и предоставления участков под строительство в обмен на обязательство девелопера построить социальные или инфраструктурные объекты, передающиеся затем в городское имущество. И это напрямую отражается на конечной цене для покупателя.
Строительство школ, детских садов, поликлиник и других объектов вполне может взять на себя государство. По данным Минфина РФ, за девять месяцев 2019 года профицит бюджета РФ составил 2,99 трлн рублей (3,8% ВВП), а исполнение бюджета за тот же период составило всего 63% (самый низкий уровень за 11 лет).
Снятие подобных обременений позволит существенно снизить себестоимость строительства. В свою очередь это даст застройщикам более широкое пространство для ценовой конкуренции и адаптации предложения под возможности покупателя.