Спрос на деревянные дома на подмосковной «загородке» вырос за год на 7%, однако лишь каждый десятый покупатель выбирает такое жилье для постоянного проживания
В связи с утверждением программы субсидирования кредитов на покупку деревянных домов заводского изготовления в Департаменте загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость проанализировали, что сейчас представляет собой сегмент деревянного домостроения, насколько он популярен и может ли принятая инициатива оживить рынок загородного жилья Подмосковья. Выяснилось, что деревянные постройки составляют чуть более трети предложения на «загородке», а самым распространенным материалом для такого строительства является бревно (40%). Покупатели отдают предпочтение дереву в 38% случаев, однако лишь немногие из них живут в этих домах постоянно.
По данным Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, деревянные дома занимают 35% предложения на «загородке» Подмосковья, при этом треть из них относится к самой бюджетной категории – каркасной.
«В сегменте дальних дач доля каркасных построек достигает 90%, – рассказывает руководитель офиса «Новослободское» Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость Алексей Сенчук. – У каркаса низкая себестоимость, несложная конструкция, которую можно возвести самому, хотя, конечно, в таком случае есть риск допустить технологические просчеты. Каркасная коробка обойдется примерно в 500-600 тыс. руб., но чтобы получить дом с надежной крышей, окнами и всем необходимым, придется добавить еще столько же. На отделку тоже может уйти около полумиллиона».
«Существует стереотип, что каркасный дом – это компромиссный, не самый качественный вариант, – дополняет руководитель офиса «Сретенское» Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость Антон Архипов. – Однако здесь все зависит от подхода к строительству. Так, решив сэкономить на вентиляции, можно получить дом со свойствами термоса: в жару в нем будет невозможно находиться. Но есть и другие примеры: мало кто знает, что в Калифорнии из-за риска землетрясений запрещено использовать в строительстве какие-либо технологии, кроме каркасной. Но там она отточена до совершенства, и в результате получаются постройки с отличными как техническими, так и эстетическими параметрами».
40% предложения в деревянном домостроении приходится на дома из отесанного или оцилиндрованного бревна. Бревно – не самый дорогой материал, требующий минимальной отделки и отлично подходящий для домов в «русском стиле». Однако у него есть существенный недостаток: со временем бревно может терять форму, что приводит к перекашиванию строения.
«Благодаря своей доступности и выразительному внешнему виду бревно является весьма популярным материалом у покупателей во всех классах. Например, клиенты в элитном сегменте любят дома из неоцилиндрованного бревна, где снята только кора, – говорит Антон Архипов. – Причем они выбирают бревна большого диаметра – 50-60 см. Подобные постройки выглядят очень презентабельно, но из-за высокой цены являются штучным товаром».
Наконец, 27% ассортимента занимают дома из бруса, который бывает цельным, профилированным или клееным. Последний – самый дорогой, но и наиболее долговечный: благодаря технологии производства он лишен недостатков бревна или обычного бруса.
В целом, говоря о плюсах и минусах деревянных строений, среди их преимуществ следует упомянуть неоспоримую экологичность и эстетику, в то время как на другой чаше весов находится подверженность дерева трансформации из-за способности накапливать влагу, а также горючесть.
По сведениям Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, за прошедший год популярность домов из дерева выросла на 7%: сейчас на них приходится 38% покупок домостроений на «загородке». Главная причина роста прозаическая – необходимость экономить.
«В последнее время мы наблюдаем увеличение спроса в сегменте деревянных домов, – комментирует руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость Дмитрий Таганов. – Во многом это продиктовано финансовыми обстоятельствами. Приобретаемые дома годятся скорее для сезонного использования: постоянно в них проживают лишь 10-15% покупателей».
Что касается самой инициативы о субсидировании кредитов на приобретение деревянных домов, специалисты высказываются о ней позитивно, но сдержанно: «По оценке Минпромторга, выделенные в этом году 198 млн руб. позволят купить россиянам около 2,5 тыс. домов, – говорит Антон Архипов. – Если умножить цифру 2,5 тыс. на среднюю площадь домовладения – 140 кв. м, мы получим 350 тыс. кв. м загородного жилья. Для сравнения: в прошлом году на “загородке” в целом было реализовано более 1,2 млн кв. м недвижимости. При увеличении бюджета субсидирования эта программа может произвести на рынке видимый эффект».