За кризисные годы количество продаж на «загородке» Подмосковья упало на треть, 50% реализованного спроса приходится на земельные участки
Специалисты Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость выяснили, какие колебания претерпел спрос на первичном рынке загородного жилья за кризисные 2014-2017 годы. Выяснилось, что по сравнению с 2014-м число продаж в прошлом году снизилось на 29%. Половину покупок составляют участки без подряда (УБП), около трети – квартиры в малоэтажных домах (МЖД). Среди классов неоспоримо лидирует «эконом»: к нему относится 74% всех сделок.
В 2017 году на подмосковной «загородке» было приобретено 12 709 объектов. Это на 15,3% меньше, чем годом ранее, когда удалось реализовать 15 005 лотов. 2015 год принес 14 889 сделок, а 2014-й, ознаменовавшийся приходом новой волны кризиса, – еще весьма оптимистичные 17 920. Таким образом, в течение трех лет на рынке происходило постепенное сокращение реализованного спроса (с зоной относительной стабильности в 2015-2016 гг.), однако если сравнивать результаты прошлого года с показателями 2014-го, становится очевиден серьезный 29%-ый разрыв.
«В условиях непрекращающегося падения платежеспособности популярность “загородки” только снижается, – комментирует руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость Дмитрий Таганов. – К тому же покупателям сейчас особо не из чего выбирать: в кризис накапливается не только отложенный спрос, но и отложенное предложение – девелоперы, и так стесненные в средствах, не выводят на рынок свои проекты, опасаясь неудачи».
Что касается востребованности различных загородных форматов, 50% продаж приходится на УБП, которые последние годы уверенно держат лидерство в рейтинге покупательских предпочтений. Следом за ними с 29% спроса идут квартиры в «малоэтажке». По 9% продаж у коттеджей и таунхаусов, наконец, дуплексы выбирают 3% клиентов.
«Земельные участки привлекают покупателей своей ценой и тем, что строительством дома в таком случае можно заняться тогда, когда будет удобно, – отмечает Дмитрий Таганов. – Это создает некую иллюзию контроля над ситуацией. Однако реальность показывает, что чаще всего участки так и остаются в первозданном виде, а вот продать их из-за перенасыщенности рынка этим форматом бывает нелегко. Если говорить о “малоэтажке”, она популярна благодаря своей доступности по сравнению с городскими квартирами (средняя цена реализации – 3,1 млн руб.) и более привычному для столичного жителя уровнем комфорта».
Если распределить совершенные в прошлом году на «загородке» покупки по классам, рейтинг получается следующим: 74% из них относятся к сегменту «эконом», 16% – это комфорт-класс, 5% – «бизнес» и также 5% – высшие ценовые сегменты.