За год популярность квартир в новостройках на средней стадии строительства выросла: в Подмосковье – в 13 раз, в ТиНАО – почти в 2 раза, в Москве положительная динамика составила 10 п. п.
Специалисты Аналитического центра и Департамента новостроек ИНКОМ-Недвижимость провели исследование предпочтений покупателей квартир массовых сегментов («эконом» и «комфорт») в зависимости от стадии возведения домов: согласно ему, наибольший рост востребованности в Московском регионе – у лотов в домах на уровне монтажа этажей. Так, в Подмосковье на них сегодня приходится 78% спроса против 6% год назад, тогда как популярность объектов «на этапе котлована» за отчетный период снизилась с 94% до 12%. По объему предложения также лидируют объекты на средней стадии строительства: 82% – в области, 76% – в Новой Москве, 46% – в старых границах столицы. Эксперты объясняют данный тренд, в том числе, тем, что темпы возведения существенно опережают темпы продаж – предложение на первичном рынке столичного региона в 4,5 раза превышает спрос.
По данным Аналитического центра и Департамента новостроек ИНКОМ-Недвижимость, в настоящее время на первичном рынке Московского региона наибольшей популярностью в массовых сегментах («эконом» и «комфорт») пользуются квартиры в домах на средней стадии строительства – этапе монтажа этажей. В начале 2018 года на их долю в Подмосковье приходится 78% спроса против 6%, зафиксированных в начале 2017-го, рост – в 13 раз. В Новой Москве сравнение индексов января 2017 года и сегодняшнего дня демонстрирует почти двукратное (в 1,8 раза) увеличение покупательской заинтересованности в проектах на среднем уровне готовности – 41% и 73% спроса соответственно. На массовом первичном рынке в старых границах столицы также отмечена положительная динамика – на 10 п. п.: год назад 35% покупателей выбирали квартиры на стадии монтажа этажей в доме, в настоящее время – около 45%.
Приобретение объектов «на уровне котлована» сейчас интересует 12% покупателей в области (год назад их было 94%), 21% покупателей в ТиНАО (в январе 2017 года – 52%) и около 10% – в старой Москве (в структуре спроса годичной давности – не менее 33%).
Объекты высокого уровня готовности – в период отделки помещений, а также во введенных в эксплуатацию проектах – сегодня популярны у 10% подмосковных покупателей (год назад востребованность была нулевой); в Новой Москве на их долю приходится 6% спроса (против 7% в прошлом январе); в старых границах столицы показатель значительно выше – 45% (данные годичной давности – 28%).
В начале 2017 года объем предложения проектов масс-маркета на начальной стадии строительства во всех территориальных сегментах столичного региона был более значительным, нежели сейчас. 22 п. п. – 34% против 12% – такое годовое снижение объема предложения лотов в проектах «на этапе котлована» зафиксировано в старой Москве. В экспозиции на рынке новостроек ТиНАО год назад 41% был представлен объектами на старте возведения, сегодня – не более 20%. Наименьшая разница отмечена в Подмосковье – 13% в прошлом январе, 12% в настоящее время.
Максимальное количество объектов экспонируется на стадии монтажа этажей: 82% – в области, 76% – в Новой Москве, 46% – в старых границах столицы. Показатели годичной давности – 81%, 56% и 40% соответственно.
Сегодня лишь в старой Москве существенно вырос объем предложения в домах на завершающем этапе готовности и в уже введенных в эксплуатацию: с 26% год назад до 42%. В ТиНАО за аналогичный период рост составил всего 1 п. п. – с 3% до 4%. В Подмосковье такое предложение составляет не более 6% от общего объема – и сейчас, и в январе 2017 года.
Дмитрий Таганов, руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, комментирует: «Перераспределение покупательских предпочтений обусловлено, в том числе, растущей в период кризиса потребностью в обеспечении безопасности финансовых вложений и минимизации рисков, связанных с выбором застройщика.
В ближайшей перспективе данный тренд – повышение интереса к объектам на средней стадии готовности и введенным в эксплуатацию – будет усиливаться по нескольким причинам. Во-первых, темпы и объемы строительства опережают темпы и объемы продаж – в настоящее время на первичном рынке Московского региона предложение в 4,5 раза превышает спрос. Таким образом, растет количество объектов в новостройках на этапе монтажа этажей.
Во-вторых, основная мотивация покупки квартиры в доме на начальной стадии строительства – низкая цена – не для всех имеет первостепенное значение: многим необходимо визуальное подтверждение планомерного хода строительства, что может служить дополнительным свидетельством добросовестности девелопера».