Парадоксы подмосковной «загородки»: цена предложения снизилась на 17%, чек покупки вырос на 32%
Продолжая подводить итоги высокого сезона, специалисты Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость разбирались в хитросплетениях цен предложения и реализации на первичном рынке загородного жилья Подмосковья. Исследование показало, что векторы ценовой динамики на «загородке» имеют разнонаправленный характер: если стоимость предложения во всех форматах падает, то сумма сделки – растет. Так, у коттеджей она увеличилась за год более чем на 55%. В условиях дефицита качественных поселков покупатели оказываются вынуждены выбирать из того, что осталось, а застройщики на основе прогнозов о возможной максимальной прибыли не более 10% отказываются от запуска новых проектов.
Цена предложения: коттеджи подешевели на 17%
За прошедший год средняя стоимость предложения на первичном рынке загородной недвижимости опустилась на 16,7% – с 7,2 млн руб. в третьем квартале 2016 года до 6 млн руб. в том же периоде 2017-го. Снижение затронуло все без исключения форматы, разница заключалась лишь в его степени. Так, лидерами отрицательной ценовой динамики стали коттеджи: их средняя стоимость уменьшилась за год на 16,9%, до 39,9 млн руб. Малоэтажное жилье (МЖД) потеряло в цене 12,7% – сейчас оно предлагается в среднем за 4,8 млн руб. Недалеко от «малоэтажки» ушли дуплексы: их стоимость снизилась на 12,5%, до 8,4 млн руб. Несколько меньше – на 8% – изменилась средняя цена участков без подряда (УБП), теперь она составляет 2,3 млн руб. Наконец, наиболее стабильными оказались таунхаусы: средняя стоимость предложения в этом формате уменьшилась всего на 0,9%, до 11,4 млн руб.
Причина такого тренда ясна: чтобы удержаться на плаву в условиях кризиса, девелоперам приходится постоянно снижать цены, даже если для этого требуется уйти в минус.
«Для застройщика всегда лучше продать свой продукт хоть за сколько-нибудь, чем остаться без дохода вообще, – комментирует руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость Дмитрий Таганов. – Сложившаяся ситуация массового демпинга наносит сильный урон по загородному рынку в том плане, что создает дополнительный барьер для вывода новых проектов. Девелоперы понимают: нет смысла запускать что-то новое, если максимум, на что можно рассчитывать, – это 8-10% дохода через пять лет».
«Более половины игроков рынка загородного жилья Подмосковья представлено мелкими застройщиками, у которых в активе один-два проекта, – дополняет коллегу руководитель офиса «Сретенское» Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость Антон Архипов. – Поэтому для них критически важно наличие продаж. Но даже большие скидки тут не панацея: для того, чтобы привлечь покупателя, поселок должен развиваться или хотя бы внушать своим видом уверенность, что строительство будет завершено. Инвесторы тоже не лыком шиты: если они решают обратить взгляд на “загородку”, то выбирают проекты с самым большим потенциалом».
Цена реализации: УБП продаются на 31% дороже
В такой ситуации довольно неожиданным кажется тот факт, что за последний год средний чек сделки в загородном сегменте, напротив, отметился подъемом во всех форматах. Если в третьем квартале 2016 года покупка «загородки» в среднем обходилась в 3,7 млн руб., то сейчас эта цифра выросла почти на треть – до 4,9 млн руб. Причем темпы роста оказались здесь куда значительнее, чем динамика снижения цен предложения, рассмотренная выше. Так, дуплексы – лидеры по увеличению стоимости реализации – сегодня приобретаются в среднем за 12 млн руб., что на 64,4% выше прошлогодних значений. Таунхаусы покупают за 14,2 млн руб., т.е. дороже на 59,5%. Средняя цена реализации коттеджей поднялась на 55,4%, до 26,1 млн руб. Чек покупки в формате МЖД достиг уровня 4,2 млн руб., увеличившись на 40%, а в случае с УБП рост составил 30,8% – средняя сумма сделки здесь равна 1,7 млн руб.
«Сейчас на “загородке” продается самое качественное – а такого предложения очень мало – и самое дешевое, – объясняет Дмитрий Таганов. – В итоге доступные лоты в ликвидных проектах становятся большим дефицитом, а клиентам приходится выбирать среди оставшихся объектов с более высоким ценником. В такой ситуации вероятен сценарий перехода части покупателей на “вторичку”, но ему пока мешает серьезная переоцененность вторичных объектов».