Наиболее быстро «молодеющим» районом старой Москвы признаны Хамовники, где на «вторичке» экспонируется 185 лотов в новых домах
В Департаменте вторичного рынка ИНКОМ-Недвижимость охарактеризовали целевую аудиторию покупателей объектов в новых домах (введенных в эксплуатацию не более трех лет назад), переходящих на «вторичку», а также выявили факторы, повлиявшие на их выбор жилья именно из этой категории. Кроме того, в компании подсчитали, что сроки экспозиции лотов, представленных в новостройках, в среднем на 10-15% ниже, чем у объектов устаревшего жилищного фонда. Также специалисты составили ТОП-3 административных округов старой Москвы (за исключением Зеленоградского) и входящих в их состав районов с наибольшим количеством вторичных квартир, выставленных на продажу в новых домах. В составленном рейтинге минимальная средняя стоимость данных объектов по району в целом зафиксирована в Западном Дегунино – 7,1 млн рублей, максимальная – в Хамовниках с 43,5 млн рублей.
По данным Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, на данный момент лидером по числу объектов, экспонируемых на вторичном рынке жилья в новых домах, является Центральный административный округ, где к продаже представлено 879 таких лотов (13% от общего объема предложения в этой локации). А из районов ЦАО наиболее «омолодившимся» можно считать жилищный фонд Хамовников, здесь выставлено на продажу 185 квартир в новостройках (21% от общего объема предложения в локации). Наименьшее число таких объектов содержится сейчас в предложении Северо-Западного административного округа – 206 (в общем объеме предложения в локации их доля равна 11%).
Округ |
Кол-во объектов в новых домах, шт. |
Доля в общем объеме предложения в данной локации,% |
Район |
Кол-во объектов в новых домах, шт. |
Доля в общем объеме предложения в данной локации,% |
ЦАО |
879 |
13% |
Хамовники |
185 |
21% |
САО |
472 |
12% |
Западное Дегунино |
47 |
10% |
ЗАО |
465 |
12% |
Раменки |
65 |
14% |
О целевой аудитории потребителей, приобретающих подобные объекты, рассказывает руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость Дмитрий Таганов: «В большинстве случаев покупателями квартир, перешедших из первичного во вторичный сегмент (а их стоимость больше, чем цены на объекты в устаревшем жилищном фонде), становятся люди из наиболее активной на рынке и платежеспособной возрастной категории – 30-45 лет, зачастую с детьми. Представителей более старшего поколения, чей уровень дохода, например, из-за выхода на пенсию может сильно сократиться, среди покупателей вторичного жилья в новых домах гораздо меньше. Хотя, по нашим наблюдениям, в районах, относящихся к престижным административным округам (ЦАО, ЗАО), больше доля покупателей из возрастной группы 45-50 лет, довольно часто занимающих руководящие должности в крупных компаниях. Вторичные объекты, экспонируемые в новостройках, привлекают потребителей не только качественными характеристиками, улучшенными планировками и возможностью переехать в новый дом, нередко минуя стадию усадки здания и ремонта в квартире. На их выбор влияет и тот факт, что на вторичном рынке жилья в некоторых локациях социальная среда может быть весьма неоднородной, скажем, из-за смены поколений жильцов и заселения, к примеру, приезжих из бывших республик СССР (не исключено соседство и с маргинальными личностями). А на первичном рынке, откуда объекты со временем перетекают на «вторичку», в жилые комплексы, относящиеся к разным классам, заселяются люди примерно одного уровня достатка и образа жизни, поэтому здесь формируется более единообразное сообщество жильцов».
Необходимо отметить, что сроки экспозиции вторичных квартир с отделкой и без отделки, экспонируемых в новостройках, различаются. Так, качественные лоты с отделкой, выставленные на продажу по адекватной для рынка цене, реализовываются за меньший период – обычно на 10-15%, чем средний срок экспозиции на вторичном рынке жилья столицы в целом (равный сейчас 85 дням). Однако среди нового жилья, переходящего на «вторичку», немало квартир без отделки (владельцы которых, например, не стали делать ремонт из-за ухудшения материального положения). В случае, когда данные объекты относятся к массовым сегментам, где высока ценовая чувствительность покупателей, срок их экспозиции, как правило, превышает среднерыночные значения.
В низших ценовых категориях собственники квартир без отделки, готовые пойти на дисконт, обычно предоставляют покупателям скидку в размере стоимости ремонта (во вторичном сегменте жилья она составляет не менее 10-12 тыс. рублей за кв. м), тогда как в элитном сегменте такие лоты чаще продаются без дисконта.
Говоря о районах-лидерах (имеются в виду локации с наибольшим числом вторичных квартир, экспонируемых в новостройках, в пределах того или иного округа) можно отметить, что по средней общей стоимости таких объектов на первом месте находятся Хамовники (43,5 млн рублей), на втором – Раменки (27 млн рублей), на третьем – Куркино, относящееся к Северо-Западному административному округу (17,8 млн рублей). А наименьшего значения данный показатель достигает в Западном Дегунино – 7,1 млн рублей. Пара Западное Дегунино – Куркино интересна и с точки зрения фактора комнатности. Так, наиболее «экономичному» Западному Дегунино принадлежит пальма первенства еще и по числу 1-комнатных лотов – в объеме предложения на «вторичке» в новых домах их доля равна 47%. В то время как в Куркино зафиксирована наибольшая среди других районов-лидеров доля 4- и более комнатных квартир – 35%.