Холодное лето 2017 года на гостиничных рынках Московской области и Сочи
Компания JLL представляет анализ результатов летнего сезона 2017 года на рынке качественных гостиниц Московской области, а также верхних сегментов горного и прибрежного кластеров Сочи .
«Нетипично холодное лето и возможность поездок на турецкое побережье оказали негативное влияние на операционные показатели гостиниц как в Московской области, так и на южном побережье России, – комментирует Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL. – Зафиксированный спад также может являться прямым следствием агрессивной ценовой политики, которую отельеры вели на протяжении последних трех лет. В результате значительного наращивания цен на проживание, отдых дома в высокий сезон стал зачастую сравним по стоимости с путевками на зарубежные курорты. Подобная динамика вызвала дисбаланс соотношения цены и качества в понимании туристов».
Гостиничный рынок Московской области уверенно открыл летний сезон приростом загрузки в июне 2017 года по сравнению с тем же месяцем прошлого года на 3 п.п. и небольшим увеличением доходности на фоне стабильного среднего тарифа (ADR). Фокус на максимизацию тарифов в июльский сезон отпусков (+9% к тарифу июля 2016 года) привел к сокращению количества проданных номеров и падению доходности на номер (RevPAR) на 3%. Последний месяц лета был отмечен рекордным сокращением доходности – на 16% по сравнению с августом прошлого года – в результате одинакового снижения заполняемости и тарифа (на 8% каждый).
По сравнению с 2016 годом качественные отели Подмосковья в целом за лето потеряли 3 п.п. в загрузке (до 58%), 1% в ADR (до 5,55 тыс. руб.) и 6% в доходности на номер (почти 200 руб., до 3,2 тыс. руб.) Тем не менее текущие показатели превышают результаты лета 2015 года, и в целом за первые восемь месяцев 2017 года рынок пока находится приблизительно на уровне прошлого года.
Гостиничный рынок Сочи продолжает следовать общему тренду года. В целом за лето в горном кластере за счет незначительного уменьшения тарифов (на 0,6%, до 2,8 тыс. руб.) загрузка выросла на 4 п.п. (до 64%), доходность – на 5% (до 1,8 тыс. руб.). Такое укрепление рынка связано со значительным приростом в июне как по загрузке (на 6 п.п., до 52%), так и по тарифу (на 20%, до 2,8 тыс. руб.), что дало увеличение RevPAR на 36%, до 1,5 тыс. руб. В августе же рынок упал по всем показателям, при этом загрузка осталась на высоком для горного кластера уровне – 72%.
«В то же время в силу плохой погоды и усилившейся конкуренции со стороны недорогих зарубежных направлений загрузка в гостиницах на черноморском побережье Сочи за лето упала на 11 п.п. по сравнению с июнем-августом 2016 года, до 57%. Снижение заполняемости происходило на фоне продолжающегося роста тарифа (на 3%, до 12,3 тыс. руб.); вероятно, отельеры не рассчитывали на значительный приток спроса за счет сокращения цен. В результате доходность на номер упала на 14%, до 7 тыс. руб., - отмечает Татьяна Веллер. – Позитивным фактом для прибрежных отелей на фоне довольно средних операционных результатов этим летом по загрузке и доходности стал рост ADR на 11% в июне».
«Любопытно, что этим летом впервые за три года нашего мониторинга российского всесезонного курорта в горах было занято больше номеров, чем на побережье. Остается надеяться, что оживленный осенний деловой сезон привлечет гостей в прибрежный кластер Сочи, активно развивающийся в качестве MICE направления, и даст ему возможность компенсировать потери первых восьми месяцев года», - добавляет Татьяна Веллер.